Акакий
Акакиевич живет в своем маленьком мире, он «ни один раз в жизни не обратил
внимания на то, что делается и происходит каждый день на улице», и лишь в «переписыванье
ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир». В мире этого чиновника
ничего не происходит, и не случись невероятной истории с шинелью, о нем нечего
бы было рассказать. И вот таким человеком овладело жгучее желание обзавестись
новой шинелью. При этом Башмачкин не стремится к невиданной роскоши. Ему просто
холодно, да и по чину он должен являться в департамент в шинели. Мечта сшить
шинель на вате становится для него подобием великой и почти невыполнимой
задачи. В его системе мировых ценностей она имеет такое же значение, как
стремление какого-нибудь «великого человека» добиться мирового господства.
Мысль о шинели наполняет смыслом существование Акакия Акакиевича. Даже
внешность его меняется: «Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как
человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и поступков его
исчезло само собою сомнение, нерешительность... Огонь порою показывается в
глазах его...» И вот, достигнувший, наконец, предела своих стремлений герой
повести в очередной раз сталкивается с несправедливостью. Шинель крадут. Но
даже не это становится главной причиной смерти несчастного Башмачкина:
«значительное лицо», к которому чиновнику советуют обратиться за помощью,
«распекает» Акакия Акакиевича за неуважение к начальству и выгоняет из своего
дома. “Значительное лицо” — обобщенный образ представителя власти. Именно сцена
у генерала с наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию “маленького
человека”. Из кабинета “значительного лица” Акакия Акакиевича “вынесли почти без
движения”. Только в предсмертном бреду Башмачкин начинает “сквернохульничать,
произнося самые страшные слова”; только мертвый Акакий Акакиевич способен на
бунт и месть. из инета