Константин Дмитриевич Ушинский
К. Д. Ушинский доказал, что система воспитания, построенная
соответственно интересам самого народа, развивает и укрепляет в детях
ценнейшие психологические и моральные качества- патриотизм, национальную
гордость, любовь к народу.
Большое значение, по мнению педагога, имело преподавание
«естественной истории». К. Д. Ушинский писал: «По моему убеждению,
логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей»’.
В соответствии с этим К. Д. Ушинский считал, что начинать обучение
следует с рассказов о временах года, самом человеке, частях его тела, о
домашних и диких животных, птицах, растениях, деревьях, минералах,
воздухе, воде. Делалась установка на активную работу мысли и чувств
ребенка. Педагог стремился систематизировать понятия и представления,
«уже существующие в детском уме»2. Основные труды великого педагога и
талантливого писателя: «Человек
как предмет воспитания» (в 2-х томах, 1868-1869), учебные книги
«Детский мир и хрестоматия» (первое издание-1861), «Родное слово»
(первое издание - 1864), а также методические пособия для учителей.