Виды денег
За свою длительную историю человечество видело огромное число различных видов денег. У одних народов роль денег играли ракушки, у других – руды цветных металлов, у третьих – хвост (единица) пушнины. В роли денег себя попробовали табак и крепкие напитки, специи и натуральные красители, оружие и драгоценные камни и т.д. Но деньгами никогда и нигде не становилась, например, стирка белья или корзинка с ягодами. Из этого следует, что, для того, чтобы стать деньгами, товар должен обладать какими-то специальными свойствами. И это действительно так.
Постепенно человечество выработало три устойчивых требования к тому, что могло бы служить деньгами. Эти требования включали: долговечность, делимость, редкость. Наиболее идеально этим требованиям отвечали драгоценные металлы, которые на много столетий захватили денежный престол. Из этих металлов чеканились монеты.( ,стр.351)
Главный элемент монетных денег — «ходячая монета». Так называют монеты, непосредственно предназначенные (в отличие от юбилейных, сувенирных, коллекционных, памятных, раритетных, антикварных) для обращения. Ходячие монеты выпускаются на протяжении ряда лет, в большом количестве, с неизменным оформлением.
Среди ходячих монет различают «полноценные» и «неполноценные» («разменные»).
Полноценные ходячие монеты — это такие монеты, стоимость металла которых соответствует номиналу (стоимостная величина, обозначенная за денежный знак). Обычно полноценными монетами являются золотые монеты (реже — серебряные). Полноценность монеты сразу превращает ее в объект спекуляции. Дело в том, что в разных ситуациях и разных регионах рыночная стоимость полноценных монет то повышается, то понижается, отражая колебания стоимости «полноценного» металла.
В экономической теории имеются специальные термины, характеризующие эти два состояния, — «ажио» (выраженное в процентах превышение рыночного курса монетных денег по сравнению с их номинальной стоимостью) и «дизажио» (процентный показатель понижения курса). Сегодня эти термины характеризуют динамику курсовой стоимости бумажных денег и ценных бумаг.
Международные спекулянты до сих пор наживаются на изменении курса золота, переправляя его в страны ажиотажного спроса. Из нашей недавней истории ажио показал, например, неожиданный для многих спрос на металлические рубли (что оказалось предвестником надвигающейся инфляции); даже «двушки» для телефонов-автоматов, продаваемые за десятки рублей, показали пример бытового «ажио».
С приходом бумажных денег и ценных бумаг спекуляция на «ажио-дизажио» расцвела еще сильнее (из примеров нашей жизни — завышенный курс доллара в России; покупка коммерсантами купюр крупного номинала; можно привести пример «дизажио» — продажа за символическую цену в дни обмена «советских купюр на «российские»).