Крестьянская жилка - собрать, скопить, сохранить - в характер
Ивана Данииловича была сильнее других черт. Он понимал, что сила народа
не в драках и войнах, а в хорошем добротном хозяйстве. Сев на московский
престол, Иван Даниилович увидел мир сверху. Орда занимала Нижнюю Волгу и
владела огромными землями. Юго-западная Русь была в руках Польши,
Литвы, Венгрии. Литва захватила также Белоруссию и
Смоленск. На севере Швеция заглядывалась на Псков и Новгород. Соседка
Тверь - соперница Москвы - не давала покоя. Осмотрительный, осторожный и
неторопливый Иван I жил по пословицам:
«Мир - высшее благо».
«Обеспечить мир своему веку - высочайшая доблесть». Как сделать?
Князь
Иван Даниилович был не гордец. Он откровенно не брезговал дружбой с
Ордой: под любым предлогом спешил на поклон к ханам, месяцами жил в
Сарае, осыпая подарками ханш и вельмож. Исправно платил татарам дань,
которой были обложены все русские княжества, предпочитая не вступать в
пререкания со сборщиками дани - баскаками.
Когда
баскаки являлись в то или иное княжество, к ним присоединялись люди
князя Ивана - сам он обнаруживал перед баскаками огромные способности в
сборе дани. Этот талант был замечен в Орде, и Узбек сделал главным
баскаком самого Ивана Данииловича.
Князь
Московский не упускал случая аккуратно, не придерешься, всегда утаивать
для себя часть собранной дани. Он богател. Жадный, хитрый, скопидом, -
так втихомолку между собой называли его соседи-князья, но в лицо льстили
и заигрывали. «Калита - кошель с деньгами» - прозвали его. Прозвище
было связано еще и с привычкой раздавать деньги нищим: Иван для этого
всегда носил с собой большой кошель.
Непонятный,
ни на кого не похожий князь. Что стояло за его странным поведением? Иван
Калита всей душой хотел вырваться из унизительной кабалы, вытащить из
нее Москву и всю Русь. Он понимал - это могут сделать только деньги.
Характер
Ивана Калиты совпал с характером эпохи, в которой миром можно было
сделать больше, чем войной. Он обладал такими качествами, как терпение,
упрямство.
Предусмотрительный Иван в своих
духовных грамотах распределял нажитые богатства между членами семьи,
дабы помнили, что кому принадлежит, и не дрались между собой:
«Сыну
большему Симеону - село Копотенское, сельце Микулинское, село
Молаховское, село Напрудное, сыну Ивану среди других владений – село
Вяземское, сыну Андрею - село Трифоновское, Коломенское, Нагатинское и
еще Ясиневское, княгине с меньшими детьми село Дегунинское, село
Михайловское на Яузе, два села Коломенские...»
Сына
и наследника своего Симеона женил князь на дочери Гедимина: Августа
литовская стала Анастасией. Дочерей - особый товар в княжеских семьях -
Иван I определял в замужество так, чтобы их браки крепили союз Москвы с
соседними княжествами. Мария, Феодосия, Евдокия Ивановны были замужем за
ростовским, белозерским, суздальским князьями. Отец ничего не жалел для
детей.
«А из порт моих сыну моему Симеону: кожух
черный, жемчужный, шапказолотая. А Ивану, сыну моему: кожух желтая обирь
с жемчугом... Андрею, сынумоему: бугаи собольи с наплечики с великим
жемчугом с каменьем...»
Из далеких времен учил он
своим примером, как должен отец распределять меж детьми нажитое им
добро. Расчетливый и сметливый, он, получив особое разрешение от Золотой
Орды, в разных русских княжествах сам покупал земли и помогал своим
боярам скупать землю на правах частной, наследственной собственности.
Оценка
деятельности Ивана Калиты в исторической литературе неоднозначна и
колеблется от признания ее объективной необходимости в интересах
централизации государства до обвинения московского князя в измене
народным интересам и укреплении личной власти «любой ценой», задержавших
освобождение страны от монгольского господства.