Ассказ Носова «Кукла» заставляет задуматься о нравственной
чистоте человека. Старый Акимыч и его собеседник неторопливо бредут по
улице. И вдруг внимание Акимыча привлекает сломанная кукла. «В грязном
придорожном кювете валялась кукла… Светлые шелковистые волосы на голове
были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра,
прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а
голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое
прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой».
Казалось бы, что особенного в сломанной кукле, которая валяется на
улице? Не случайно дети и взрослые равнодушно проходят мимо. Старый
Акимыч прошел войну, он видел смерть, и это не пугало его. Почему же так
расстраивает его вид изуродованной игрушки?
Как он сам говорит своему собеседнику, кукла — это подобие человека.
Не случайно именно при взгляде на красивых, нарядных кукол у человека
часто поднимается настроение, вспоминается все хорошее, что было с ним в
детстве. Человек, чистый душой, никогда не сломает игрушку, а тем более
такую, которая имеет человеческий облик. Есть что-то трагическое в том,
что на дороге валяется кукла без головы или ног.
В этом старик Акимыч совершенно прав. Он может показаться чуточку
сентиментальным, но ведь в сущности сентиментальность не может считаться
пороком. Гораздо худшими человеческими качествами можно считать цинизм и
равнодушие. Равнодушный человек легко пройдет мимо сломанной куклы и
даже не обратит на нее внимания. Акимыч вырыл для куклы настоящую
могилку. Он словно хочет скрыть от людских глаз все плохое, что навевает
тягостные и горестные размышления. После того как Акимыч закопал куклу,
он с грустью говорит: «Всего не закопать…»
Каждое действие имеет определенные последствия. Сначала люди
равнодушно проходят мимо изуродованных кукол, потом они становятся
абсолютно безразличными к человеческому горю. Дитя, играющее с куклой,
дает ей человеческое имя, делится вкусным угощением и делает товарищем
своих игр. Многие в детстве относятся к кукле, как к живому существу.
И такие люди уже никогда не изуродуют красивую игрушку. И уж тем
более не бросят изуродованную куклу на улицу на всеобщее обозрение.
Также в рассказе «Кукла» затрагивается тема родной природы. У каждого
человека есть родные места, которые привлекают его больше всех
сказочных красот на свете. Но как равнодушен бывает человек к родной
природе! Описывая реку, писатель говорит: «Часто здесь кружат, никак не
могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком
вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта»… Разве не человек повинен
в том, что в реке оказывается столько мусора? Таким образом человек
постепенно губит родную природу, и остается на земле все меньше и меньше
мест, вызывающих радость и восхищение.
В рассказе Носов с горестью описывает опустошение и медленную гибель
красоты, богатства природы. Реки становятся мельче, зарастают тиной,
травой и уже не радуют глаз так, как это было раньше. Не стало рыбы в
реке, постепенно исчезает все, что совсем недавно жило и развивалось.
Рассказ производит тягостное впечатление. Но вместе с тем он заставляет
читателя задуматься. Задуматься о выборе человека, который сам решает,
какие дела ему творить — добрые или злые. И кукла, и погибающая природа —
все это на совести человека.