Пьер живет в Москве, ездит во
всевозможные общества, много пьет.
Он не видит смысла жизни, приходит к мнению, что единственный выход — быть
чем-нибудь занятым. Теперь Безухов — «отставной, добродушно доживающий свой век
в Москве камергер, каких были сотни».
Старший князь Болконский с дочерью приезжает в Москву. Княжне Марье очень
тяжело здесь жить: нет уединения, бесед с божьими людьми, в свет отец ее не
отпускает. Жюли, вся поглощенная светскими удовольствиями, совершенно чужда
княгине. Старый князь, чтобы досадить дочери, очень сближается с мамзель
Бурьен. Но княжна Марья ни в чем не осуждает отца.
На именины к князю Николаю Андреевичу приезжают гости, в том числе и Борис
Друбецкой, который оказывает княжне Марье знаки внимания. Пьер сообщает княжне,
что Борис ищет богатую невесту, а теперь не знает, кого атаковать: княжну или
Жюли Курагину.
Весь свой отпуск Борис проводит в гостиной Жюли. Времени остается очень мало,
но Друбецкой все не решается сделать предложение.
Борис испытывает тайное чувство отвращения к Жюли, к ее страстному желанию
выйти замуж, к ее ненатуральности. Девушка, видя нерешительность ухажера, идет
на хитрость: она делает вид, что увлечена Ана-толем Курагиным. Борис, чтобы не
остаться в дураках делает Жюли предложение.
Граф Ростов с Наташей и Соней остаются в Москве у Марьи Дмитриевны Ахросимовой.
Марья Дмитриевна советует Наташе съездить к старому князю Болконскому и
расположить его к себе.
На следующий день Наташа с отцом едут к князю Болконскому.
Наташа уверена, что не полюбить ее нельзя. Старый князь не выходит к гостям, и
их принимает княжна Марья. Наташа же ей сразу не понравилась: слишком нарядна,
тщеславна. Но у нее предвзятое отношение к девушке: она завидует ее красоте,
счастью, ревнует к брату.