И. Е. Репин, очень любивший музыку, написал портреты многих выдающихся музыкантов. Портрет композитора и дирижера Антона Григорьевича Рубинштейна, который был другом художника, Репин писал много раз. Последний портрет писался с 1909 по 1915 год уже после смерти композитора.
Данный портрет отличается торжественностью, монументальностью. Художник немного приподнимает свою модель, усиливая этим ощущение парадности. Этому же эффекту способствует и выбранная красно-золотистая гамма картины. При написании портрета Репин использует энергичную манеру письма, с отчетливыми, лепящими форму мазками, и несколько смягчает контуры.
Фигура Рубинштейна дана в полный рост, фоном служит Петербургский концертный зал, заполненный зрителями. Дирижер показан в минуты работы, в момент творческого вдохновения, за дирижерским пультом. Высокая фигура Рубинштейна дана в сложном энергичном развороте. Очень выразительна голова музыканта с пышной темной шевелюрой, как будто поднятой вдохновением.
Лицо композитора - с резкими складками у губ и пристальным, пронизывающим насквозь, взглядом – отражает его нервную трепетность, экзальтированность, погруженность в музыку. Огромная внутренняя сила видна в линии плеч и во взмахе руки, в очертаниях волевого рта и – особенно – в демоническом выражении глаз. Портрет оставляет ощущение огромной творческой напряженности.
Репин сумел на полотне безошибочно передать характер, духовное содержание своей модели. И поза, и выразительный жест руки, и глаза – все это в полной мере отражает порывистый, сильный характер музыканта и его исполнительский и дирижерский стиль.