Апоминание непроверяемых написаний должно быть не механическим, а осмысленным. Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе понимания учащимся значения изучаемого слова, его точность смысла. Одно из средств, обеспечивающих осмысленность, и тем самым повышающее правильность и прочность запоминания, является этимологический анализ слов. О происхождении некоторых слов дети догадываются:
РЯБИНА – от слова РЯБИТ, РЯБЬ.
ДЕРЕВНЯ – много домов из ДЕРЕВА (деревянные) .
- Происхождение других слов узнаём с учащимися из этимологического словаря:
КАРТИНА – от итальянского слова КАРТА, т. е. бумага.
ПОРТФЕЛЬ – от французских слов ПОРТ – «нести» , ФЕЛЬ – «лист» (то, в чём носят листы бумаги, документы) .
Безударную гласную в этих случаях подсказывает этимологический корень слова. Если такой подсказки нет, этимологический анализ не производится.
- При работе над словарём полезно орфоэпическое проговаривание слова: громко, тише, шепотом, про себя. Иногда на помощь приходят небольшие шутливые стихи и загадки, в которых чётко слышна безударная гласная:
А вы знаете, что СО?
А вы знаете, что БА?
А вы знаете, что КИ?
Что собаки пустолайки
научилися летать?
Мой первый слог – в линейках нотных,
Два остальных ищите у животных,
А целое соединит всегда
Деревни, сёла, города.
(ДО-РОГА)
- Для закрепления знаний, лучшего усвоения слов с непроверяемым написанием выполняем такие задания:
Составь ребус к слову.
Запомни слово по его форме.
Пример: п мидор