Петербург – настоящий «европеец» в России, что при его застройке широко использовался западный опыт планировки и строительства. Творения Трезини, Растрелли, Кваренги, де Томона во многом определили исторический облик города. Именно в XVIII веке, во времена царствования Елизаветы и Екатерины II, Петербург возвышался над Москвой своим столичным великолепием. В XIX веке различие образов Москвы и Петербурга всерьез заинтересовало русскую творческую элиту. Неоднократно обращался к этой теме Пушкин («Путешествия из Москвы в Петербург»), Герцен («Москва и Петербург»). Гоголь в «Петербургских записках 1836 года» пишет: «Она (Москва) еще до сих пор русская борода, а он (Петербург) уже аккуратный немец».В первой половине XIX века Петербург обогнал Москву по количеству жителей .Петербург:
1.Елизаветинское барокко.У столичной знати появилась тяга к роскоши, величию, парадности и пышности.
2.Классицизм.«Ранний классицизм» в Петербурге датируется 1760 - 1780 годами. Этот временной интервал в истории России называют «просвещённым абсолютизмом», что подчеркивает противоречивость правления Екатерины Великой. Ранний классицизм в стране воплощал идеи гармонической упорядоченности, простоты и величия европейской страны.
Москва:
в 18 веке в Московской архитектуре можно было увидеть здания, в которых одновременно сочетались особенности и российской, и западной культуры, в одном месте отпечатывалось Средневековье и Новое время. В первой половине XVIII века в Москве были построены такие известные здания, как Меншикова башня, а также разрушенные впоследствии Красные ворота.
Наиболее значительные достижения в московской архитектуре второй половины XVIII века связаны с работами таких архитекторов, как Василий Баженов и Матвей Казаков. Оба они известны прежде всего по архитектурному комплексу в Царицыно и Петровскому замку. Баженов построил знаменитый Пашков дом. По проектам Казакова построены Благородное собрание, дворец генерал-губернатора, здание Сената в Московском Кремле, дом Елисеева и многие другие московские здания.