1) Роман создавался в годы активного строительства социализма, начало
работы над ним совпало с началом выполнения пятилетнего плана. Высказывание
Ключевского о бесправии, об отсутствии свободы, о принуждении неизбежно
вызывает ассоциации с укреплявшимся в стране культом личности Сталина, с
порядками, утвердившимися в стране.
2)
Уже с первых строк романа различными художественными средствами
утверждается необходимость преобразований в стране (описание нищеты семьи
Бровкиных, убогого жилья дворянина Волкова, узаконенное пьянство – сцена у
кабака, низкие своды царских палат, где умирает царь Федор Алексеевич и
решается вопрос, кого же «кричать на царство»). Ребенок-Петр «горяч умом,
крепок телесно», как признает Василий Голицын, влиятельный человек при дворе.
«Быть царем Петру»,- это его слова.
3) Сама жизнь толкала Петра к преобразовательской
деятельности.
Но мысль о необходимости преобразования страны возникла у него не сразу после
того, как власть целиком перешла в его руки, с заточением Софьи в Новодевичий
монастырь. Лишь посетив Архангельск и увидев иноземные торговые корабли, Петр
по-настоящему ощутил, насколько экономически отсталая его страна от Запада,
понял необходимость создания в России флота и развития торговли. Только здесь
Петр остро почувствовал, что еще ничего не сделал для России, как была она
«сонной, нищей, непроворотной, такой и осталась».