Цели: учить выделять главное в пейзаже, определять изменение цвета и различать цветовой тон; продолжить ознакомление с произведениями изобразительного искусства; изучить основы воздушной перспективы; развивать умение эмоционально воспринимать образ природы, воспитывать наблюдательность и бережное отношение к природе; совершенствовать навыки рисования в цвете.
Оборудование: для учителя – белый лист бумаги, краски, кисти; для учащихся – художественные принадлежности для рисования красками.
Зрительный ряд: репродукции картин А. Саврасова «Радуга»;
И. Левитана «Вечерний звон», «Летний вечер. Околица»; И. Айвазовского «Девятый вал»; И. Шишкина «Дубовая роща», «Сосны, освещенные солнцем».
Ход уроков
I. Организация класса.
II. Беседа о пейзажной живописи.
В русской пейзажной живописи есть произведения, значение которых в истории нашей культуры необычайно велико. Среди художников разных эпох были певцы родной природы.
Певцами природы были И. Шишкин, И. Левитан, И. Айвазовский. Обратите внимание на репродукции их картин.
С какой удивительной точностью художники передают красоту природы. Тонкое сочетание цвета, света и тени. Природа на этих полотнах живая.
– Какое настроение вам навевают эти картины?
Если внимательно вглядеться в эти пейзажи, можно услышать шум сосен, вечернее дуновение ветра и шум волн утихающей стихии на море.
– Как, по вашему, что хотели донести художники до зрителя?
Природа всегда радовала глаз человека, и только бережное отношение к ней сохранит эту красоту.
Живая природа никогда прежде так не нуждалась в защите человека, как сегодня. Особая роль в этом всенародном деле принадлежит искусству. Общеизвестна огромная сила его эмоционального воздействия на сердца людей. Образ природы нужно уметь эмоционально воспринимать, выделять главное в пейзаже, определять изменение цвета в зависимости от расстояния изображаемых объектов, различать цветовой тон зелени деревьев и заходящего солнца. Если внимательно вглядеться, как окрашивается небо при лучах заходящего солнца, то можно четко увидеть переход цвета от темно-голубого к багровому диску солнца. Этот переход от одного цвета к другому мы и будем учиться выполнять.
Очень важно найти верные пропорции кустарников и деревьев.
На пейзажных рисунках глубина пространства создается не только линейной перспективой, но и воздушной.
III. Самостоятельная работа.
На отдельном листе выполняются упражнения вливания одного цвета в другой и перехода от одного цвета к другому. Такие упражнения дадут возможность более точно передать цвета заходящего солнца.
Сначала выполняется линейный рисунок, намечается перспективное расположение объектов.
Пейзаж с большим простором лучше начинать рисовать с нанесения крупного объекта переднего плана, высоту которого можно выбрать произвольно. Этот предмет будет исходным для сравнения с ним остальных. По нему определяется расположение дальних планов. После линейного построения пейзажа рисунок анализируется, исправляются допущенные ошибки в построении пространственной композиции.
IV. Завершение работы.
Основная задача при выполнении рисунка – передача изменения цветовой гаммы заходящего солнца.
Учащиеся делятся своими впечатлениями, приобретенными во время наблюдений, после этого приступают к оформлению рисунка в цвете, выполняя упражнение перехода от одного цвета к другому.
V. Итог уроков.
Выставка рисунков, их анализ и оценка.