Итак, главные условия репортажа:
- передача всего хода события, а не одного его момента;
- изложение от автора, а не от постороннего лица;
- объективная (но не равнодушно-бесстрастная! ) манера повествования;
Осваивать этот жанр начните с обращения к спортивным репортажам, репортажам с мест происшествий, репортажам из других стран, репортажам из «горячих точек» , звучащим по радио и с телеэкрана. Это поможет Вам понять технологию ведения репортажа. В дальнейшем можно написать различные виды репортажа.
Образцами жанра могут служить репортажи В. А. Гиляровского - выдающегося русского репортера, для произведений которого были характерны правдивость, оперативность, высокая осведомленность.
Обратите внимание, репортаж - жанровая форма, которая подходит для сочинений на свободную тему. Но при этом следует отметить, что форма репортажа на вступительном экзамене крайне редкое явление: вряд ли накануне сочинения Вы станете свидетелем или участником события, которое могло бы стать предметом Вашего сочинения. Тем не менее следует освоить данную жанровую форму.
Подготовка к сочинению в жанре репортажа может проводиться как самостоятельно, так и на уроках литературы. Попробуйте написать разные репортажи:
- репортаж с урока (возможно, с одного, что позволит видеть урок разными «репортерами» ; возможно, с разных уроков, при этом каждый пишущий получает индивидуальное задание:
- репортаж с урока физкультуры поможет овладеть формой спортивного репортажа) ;
- репортаж с вечера, праздника, спортивного мероприятия и т. п. ;
- репортаж с улицы (рассказ об интересном событии, свидетелем/участником которого Вы были) ;
- репортаж с семейного, домашнего торжества (данная жанровая форма может быть освоена и при создании пародийного репортажа, когда на обыденное, домашнее событие накладывается форма спортивного репортажа).