Природа играла большую роль в творчестве Чайковского.
"Мало сказать, что он любил её, обожал, от природы зависело его настроение" (Д. Н. Кайгородов) .
Петр Ильич Чайковский очень любил природу, и она любила его. Он
говорил: "Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку
Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад
ума, русскую красоту лиц, русские обычаи". В этот перечень также входит и
русская природа, которую он любил "больше всякой другой".
С самых
юных лет Чайковскому красоты природы доставляли огромные удовольствия
несравнимые даже с занятиями музыкой. Чайковский обладал "способностью в
каждом листке и цветке видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное,
покоющее, мирящее, дающее жажду жизни". (Дневник Чайковского 1886 года)
.
В эти минуты уединенного общения с природой он любил обдумывать
свои новые произведения. В эти часы зарождалась и звучала в мыслях
композитора новая музыка. Он тут же заносил ноты в записную книжку. Если
же ее по рассеянности в кармане не оказывалось, он набрасывал их на
первом попавшемся клочке бумаги. В такое время Петр Ильич чувствовал в
себе особый прилив жизненных и творческих сил: ему хотелось громко петь,
танцевать, душа его раскрывалась и была полна эмоций.
У
Чайковского есть знаменитое произведение "Времена года". Чайковский
написал его наполненный особых сил и впечатлений, которые возникали во
время прогулок по природе в разных частях страны, в разные времена года.
В фортепианных произведениях Чайковский выражает свои
лирические настроения, даёт музыкальные зарисовки природы, бытовых
народных сцен. Наиболее известны его «Детский альбом» , цикл пьес
«Времена года» , пьесы «Ната-вальс» , «Сентиментальный вальс» , «Романс»
.
В цикл «Времена года» входит 12 пьес, по числу месяцев в
году. Это образы и картины русской природы, данные в характерном для
Чайковского лирическом плане. Но не только картины природы даны в
пьесах, композитор передает музыкой чувства человека, которые вызывает у
него природа.
В мировой фортепианной литературе нет
произведения, в котором так гениально просто передан круговорот
сменяющихся месяцев, жизни природы и людей.
Симфония П. И.
Чайковского "Зимние грезы". Основной круг ее образов связан с
впечатлениями от русской природы, картины зимнего пейзажа перекликаются с
задушевными думами и чувствами человека. Природные образы музыкальных
произведений ассоциируются с суриковскими, саврасовскими, левитановскими
полотнами, литературными описаниями природы в творчестве Пришвина,
Гоголя, Есенина. Подобно Левитану, Чайковский выражает печаль зимнего
пейзажа не густыми, мрачными, а лирическими светлыми красками, мажорными
созвучиями в которых просматриваются грядушие весенние мотивы (как бы
от саврасовского полотна "Грачи прилетели"). Романс Чайковского
"Благословляю вас, леса" также наполнен внутренней гармонией, чувством
единения души человеческой с миром природы. В цикле песен композитора
есть серия весенних - "Весна" ("Травка зеленеет... "), еще одна "Весна"
("Уж тает снег... "), "Весенняя песня", "Цветок". С миром осенней
природы и осенних настроений связаны "Лирическое интермеццо", "Осень",
перекликающиеся с "Осенней песней" из фортепианного цикла "Времена
года". Зимняя пора отражена, например, в песне "Зима", летняя - "Мой
садик". Настроения, состояния души, соответствующие фазам природы,
отражены также, например в оратории И. Гайдна "Времена года" и в
одноименном четырехчастном цикле А. Вивальди и во многих других
музыкальных произведениях различных авторов.