В стихотворении Некрасова «Железная
дорога» людское общество полно противоречий, трагизма, безысходности и
драматичных столкновений. Для того чтобы рассказать о тяжести и подвиге
народного труда, поэт обращается к приему, достаточно известному в русской литературе,
— описанию сна одного из участников повествования. Сон Вани — это не только
условный прием, а реальное состояние мальчика, в чьем растревоженном
воображении рассказ о страданиях строителей дороги рождает фантастические
картины с ожившими под лунным сиянием мертвецами.В картине сна труд предстает и
как небывалое страдание, и как осознаваемый самим народом подвиг .Отсюда та
высокая патетическая манера, в которой говорится о людях, вызвавших к жизни
бесплодные дебри и обретших в них могилу. Картина свежей и прекрасной природы,
открывающая стихотворение, не только контрастирует с картиной сна, но и
соотнесена с ней в величии и поэтичности.
Иное — картина пробуждения. Если
ранее автор был патетичен, то здесь проявляется явная ирония. “На сцену”
выходит папаша-генерал в довольно необычной для него роли — защитника
эстетических ценностей! И опять разговор идет по самому большому счету.
Генерал предъявляет обвинение уже не народу, а народам. С
бесцеремонным хохотом входящий в стихотворение и тем нарушающий высоко
трагическую поэзию сна, генерал прежде всего не эстетичен и уже этим
противостоит картинам природы, народному труду, заявленным и оправданным в
своей красоте и высокой нравственности. Именно согласно
генеральскому пожеланию и пониманию показывает автор “светлую сторону”: забитый
и ограбленный народ везет на себе подрядчика, торжествующую скотину с этими его
“шапки долой — коли я говорю!” и “поздравляю”. Самая “светлая” картина
оказывается в стихотворении самой мрачной...
Выпряг народ лошадей - и купчину
С криком “ура!” по дороге помчал...
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?..Стихотворение “Железная дорога” остается
и поныне актуальным и самым цитируемым произведением Некрасова, предсказавшего
долгий путь к народному счастью.