При изображении своих героинь писатель использовал прием
противопоставления. Сопоставляя совершенно разных по складу характера,
воспитанию, стремлениям и убеждениям девушек – Наташу Ростову, Марью
Болконскую и Элен Курагину, Толстой стремился выразить мысль, что за
внешней красотой часто скрывается пустота и притворство, а за видимой
некрасивостью – богатство внутреннего мира.
Каждая из героинь по-разному влияет на жизнь людей, каждая по-своему раскрывается
в любви и браке. Наташа, войдя в жизнь Андрея Болконского, духовно
воскрешает его после тяжелых семейных испытаний (смерти жены) и трудного
периода краха честолюбивых надежд.
Элен становится для Пьера
причиной нравственных мук, стыда, разочарования, по ее вине он вынужден
стреляться на дуэли с Долоховым.
Элен сводит своего брата с
Наташей, хотя понимает, что ставит под угрозу будущее девушки. Узнав об
этом, Пьер говорит: «Где вы - там разврат, зло» .
Наташа, став женой
Пьера, живет интересами своего мужа, всю себя отдает детям, забывает
для них и про наряды, и про светские развлечения. Элен же, когда Пьер
заговаривает о детях, презрительно смеется и говорит, что она «не дура,
чтобы желать иметь детей» от него.
Главное различие между героинями в
том, что Наташа готова жить для других, готова пренебречь собой ради
тех, кто в этом нуждается (вспомним эпизод, связанный с 1812 годом,
когда Наташа принимает решение сбросить с подвод имущество семьи, чтобы
помочь раненым воинам) , а Элен может только брать, подчиняя интересы и
судьбы других людей собственным эгоистическим расчетам. В образе Наташи
Толстой воплотил свои представления о национальном типе русской женщины,
в которой сочетаются возвышенность мыслей и чувств, способность к
самоотверженной любви и верность семейным ценностям, душевная щедрость,
внутренняя сила.
Эпилог романа отражает представление писателя о
подлинном назначении женщины. По мнению Толстого, оно неразрывно связано
с семьей, с заботой о детях. Женщины, оказавшиеся вне этой сферы, либо
превращаются в пустоту, либо, как Элен Курагина, становятся
носительницами зла.