На войне и рожденным лететь
Выпадало ползти, если сбили.
И по снегу от стертых локтей
Отрастали багряные крылья.
И росли они смерти на зло,
И тянули на взлет небывало.
И крылатая кровь на крыло
Истребителя вновь подымала.
И качала героя страна,
Воспевавшая подвиг и братство.
Леонид Корнилов
Борис Полевой написал книгу только в 1946 году. Что – то он не успел записать, что – то позабылось и кое-что пришлось додумывать, поэтому автор решил изменить фамилию Маресьев на Мересьева. Но от этого ценность книги не становится меньше.
Повесть начинается с драматического эпизода воздушного боя, в котором самолет Мересьева подбит. Он оказался он в глухом лесу. Летчик принимает решение-дойти до линии фронта. Сначала он пытается идти, но когда ноги совсем его перестали слушаться, опирается на палки, как на костыли. А когда и это перестает помогать – ползет. Но так получается слишком долго, поэтому он приспособил маленькое деревце в виде рогатины. Выбрасывает его вперед, подтягивается, кладет подбородок на рогатину и отдыхает немного. И так он полз 18 суток. Он наткнулся на разбомбленную санитарную часть, где нашел большую банку тушенки, точнее, сала, которую он растянул на несколько дней.
На восемнадцатые сутки его обнаружили двое мальчишек из лесного поселения. Они позвали старших и на санях дотащили Мересьева до своих землянок.
Дед, который возглавлял поселение Плавны, ушел и вернулся с другом Мересьева переправили в московский госпиталь. Ногу Мересьева спасти не удалось. Случилось то, чего боялся летчик – ампутация. Это был удар для него и Мересьев стал безразличен ко всему. Спасла статья в газете о русском летчике, который летал без ступней. Мересьев начинает заниматься, учиться ходить на костылях и даже танцевать на них для того, чтобы вернутся на небо. Статью эту Мересьеву предложил почитать комиссар, который рядом лежал в палате. Мересьев называет «настоящим человеком», потому что он не унывает, к каждому находит ключик, поддерживает, подбадривает всех, хотя сам медленно умирает. И даже перед смертью не дает себе права унывать и жаловаться на судьбу. Мересьев вернулся в авиаполк. После возвращения в строй семь немецких самолетов сбил Мересьев.
Мересьев – настоящий человек. Он не испугался трудностей, он боролся за свое право вернуться к любимому делу, не унывал, не хвастался, а молча и упорно шел вперед к своей цели. И добился своего.
И память об этом человеке сохранилась в названиях: малой планеты 2173 Maresjev, центральной улицы в посёлке Ибреси Чувашской Республики, где в 2005 году была открыта мемориальная доска, улиц в городах Актюбинск, Ташкент, Горно-Алтайск и других.
20 мая 2006 года в честь 90-летия со дня рождения знаменитого лётчика, в Камышине был торжественно открыт монумент, расположенный на пересечении двух центральных улиц города, недалеко от дома, где жил Алексей Маресьев.
Много можно привести примеров мужества и героизма, упорства в стремлении к победе. Будем же достойны памяти этих людей.
Пока помним – есть будущее у нас.