Изначально обратимся к заглавию. В названии эпитет "воздушный" наталкивает на мысль, что корабль не настоящий, призрачный. Сразу вспоминается фразологизм "строить воздушные замки". Т.е. мечтать о недосягаемом, несбыточном (не зря главный герой стихотворения не может докричаться до своих подданных, так как это невозможно сделать мертвецу).
Герои произвдениея - это не обыкновенные люди, а некогда очень известные, богатые, властные люди. Это некий "император", зарытый на острове в океане. Можно предположить, что стремящийся все время к «Франции милой» «император» - это Наполеон Бонапарт, сосланный на остров Св. Елены («Есть остров на том океане…») и обреченный на одиночество («Лежит на нем камень тяжелый, // Чтоб встать он из гроба не мог…»).
Пейзаж стихотворения представлен в виде описания одинокого острова. «Пустынный и мрачный гранит…», где зарыт император.
Сюжет стихотворения развивается последовательно: сначала происходит «воскрешение» императора, затем он «несется» на «землю родную» (Наполеон – «к Франции милой», Петр - «на простор»), разочаровывается и возвращается обратно в могилу (становится памятником).
Художественное пространство стихотворения абстрактно: в каком то океане есть остров, где зарыт император (ни имя императора, ни океан, ни остров, куда он был сослан не указаны). На этом сведения обрываются. все действия разворачиваются в реальном времени. Только один единственный глагол «угас» употребляется в прошедшем времени (видимо, так Лермонтов желает подчеркнуть клеймо смерти, запечатленное на «любезном сыне»).
Стихотворение представляет нам образ императора и окружающей его современной действительности. Зарытого «без почестей бранных» Наполеона, который изгнан из «Франции милой».
Стихотворение заставляет задуматься над собственным поведением, проанализировать свои поступки.