События Второй Мировой Войны в стихотворении «Фуга смерти» Пауля Целана
Одно из самых трагичных
событий ХХ века — Вторая мировая война — оставила глубокий след в
сознании миллионов людей, которые живут на разных континентах и говорят
разными языками. Масштабы этой трагедии не имели аналогов в мировой
истории.Как никакое другое событие, эта война приобрела разнообразную
трактовку в литературе.
Величайшего австрийского поэта Пауля Целана события тех лет коснулись
непосредственно. Он родился в 1920 году в Черновцах (тогдашняя
территория Румынии) в семье небагатого еврейского коммерсанта. По
окончании школы Пауль едет во Францию для того, чтобы изучать медицину.
Но начатая война разрушает его планы: Франции угрожает фашистская
оккупация, и поэт возвращается в родной город, где учится в одном из
университетов. Когда в 1940 году в Черновцы вошли советские войска,
Целан изучал русский язык и работал переводчиком. Но уже через год
немецкий оккупационный режим добрался и до Черновцов. Родители поэта как
евреи были депортированы в концлагерь: оттуда вернуться им было не
суждено. Сам Пауль Целан попал в трудовой лагерь, но ему удалось выжить.
События Второй мировой войны оказали значительное влияние на все
последующее творчество Пауля Целана. В 1948 году выходит первая книга
Целана «Пепел урн», в 1952 — сборник «Мак и память».
Тема войны — определяющая для обоих сборников Пауля Целана, ведущим
жанром этих книг является жанр элегии. Оплакивание погибших, память о
страшных событиях, которые поэт пережил сам, ужас войны — все это основа
произведений Целана.
Но в отличие от классических образцов элегического жанра Целан вносит в
свои стихотворения апокалиптические мотивы, связанные с авторским
мировосприятием. Целан рассматривал Вторую мировую войну как «последний
акт истории», после которого должен состояться Страшный суд. Такое
настроение пронимает и произведения Целана. Одно из центральных
стихотворений обоих сборников — «Фуга смерти». Жанровое определение
«Фуга» связано с музыкой. Фуга — это музыкальное произведение
имитационно-полифонического характера. В фуге одна и та же тема
воплощается в разные голоса. Этот принцип — основа композиционного
строения стихотворения Целана. Поэзия, как и музыкальное произведение, в
жанре фуги должна прежде всего вызывать эмоциональное волнение. Для
этого автор создает образы, построенные на свободных ассоциациях,
повторах, и достигает поражающего результата. Стихотворение передает
состояние шока.
Насыщенный повторяемыми и вариативными в соответствии с жанровыми
законами фуги образами, стихотворение передает почти физическое ощущение
боли. В то же время именно благодаря многозначительности образов
стихотворения у читателя возникает параллель с книгой Апокалипсиса,
который отвечает авторскому виденью событий Второй мировой войны.
Вся жизнь Пауля Целана преисполнено неописуемым трагизмом, трагизмом, который определил тональность его творчества.