С детства мы знаем басни Крылова. Понятные, легкие, мудрые стихи
западают в душу. Нравоучение — а оно в басне присутствует обязательно —
понемногу усваивается, и сила его воздействия огромна. Басни учат быть
честным, любить Отечество, трудиться для блага людей, помогать слабым,
не лгать, не завидовать. Они предостерегают от дурных поступков и
подсказывают хорошие.
Басенные звери — волки, овцы,
медведи, зайцы, лисицы, собаки, львы, белки и мыши — разговаривают между
собой и служат действующими лицами в сценках и пьесах, что разыгрывает в
баснях Крылов перед своими читателями. Мы жалеем Ягненка, попавшегося
голодному Волку, презираем Свинью за то, что она подрывает корни Дуба,
смеемся над Ослом, над Щукой. Строки басни «Ворона и Лисица» навсегда
отпечатываются в памяти:
* Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
* На ель Ворона взгромоздясь,
* Позавтракать было совсем уж собралась,
* Да позадумалась, а сыр во рту держала.
* На ту беду Лиса близехонько бежала…
Таким мы знаем с детства начало этой басни. А мораль, преподанную Крыловым, осознаём позднее:
* Уж сколько раз твердили миру,
* Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок,
* И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Но
и того, что понимают в басне юные читатели, незнакомые со словом
«лесть», хватает им, чтобы увидеть ждущую похвал Ворону, хитрую Лису и
запомнить, что к сладким речам надобно относиться с осторожностью. Детям
читают басню «Гребень», приучая ежедневно расчесывать волосы. Однако
главная мысль этой басни изложена во второй ее части, в таких
выражениях:
* Видал я на своем веку,
* Что так же с правдой поступают,
* Поколе совесть в нас чиста,
* То правда нам мила и правда нам свята,
* Ее и слушают, и принимают:
* Но только стал кривить душей,
* То правду дале от ушей.
* И всякий, как дитя, чесать волос не хочет,
* Когда их склочет.
И
оказывается, что басню «Гребень» можно читать как произведение,
обличающее тех, кто работает плохо и кривит душой, не терпит, когда
другие пытаются привести в порядок их дела. Многие басни Крылова
создавались по каким-либо конкретным поводам, в связи с отдельными
событиями, случаями, фактами. Но и в них главным был нестареющий общий
смысл. И каждое поколение читателей объясняло содержание басни в
соответствии со своим мировоззрением и взглядом на жизнь.