Общественные (братские) и государственные школы конца XVI и XVII веков
Каптерев П. Ф.
Начетчество как замена вполне организованной школы не могло вечно
держаться на Руси, недостатки его были совершенно ясны и значительны.
Начетчество хорошо после хорошей школы, но заменять ее не может. Чтобы
самообразовать себя, для этого нужно знать, что читать, уметь
разбираться в читаемом, т. е. относиться к читаемому критически:
руководств же к самообразованию в то время не было. Если у человека не
было даже хороших элементарных сведений, то, очевидно, ему было очень
трудно самообразоваться, он необходимо и часто становился в тупик, читая
в своих книгах разные удивительные сказания, противоречившие его опыту и
здравому смыслу. Он был не в состоянии решить вопрос: правда это или не
правда, нужно это усвоить или нужно отбросить, он уподоблялся древнему
составителю Азбуковника, который, находясь в таком же положении,
откровенно писал: "Аще истинно есть или ложно, неведе". Школа тем и
важна, что закладывает фундамент образо ...