Имя Бориса Яковлевича Ряузова – это целая эпоха в сибирской живописи
второй половины XX века. Его картины – это самобытное явление в
живописи. Они отмечены талантом и яркой индивидуальностью автора. Жизненный
и творческий путь живописца непрост, как у всех людей, переживших войну
и послевоенные тяготы. Он родился 1 июля 1919 года в селе Бирючья коса
Астраханской области. С детства проявлял художественные способности и в
1939 году поступил в Омское художественное училище. В 1942 году
двадцатичетырехлетний Борис Ряузов, уже закончивший два курса училища и
работавший художником в Красноярске, добровольцем ушёл на фронт. Всю
войну прошел молодой художник, закончил ее в звании гвардии старшего
сержанта и лишь в 1946 году навсегда вернулся в Красноярск. А
дальше на протяжении пятидесяти лет – творчество, поездки, общественная
работа и снова творчество... Художник совершает длительные поездки в
низовья крупнейших сибирских рек: Оби, Енисея, Иртыша. Результатом стал
большой цикл работ, посвященных Северу. Во многих работах Ряузова Север
предстаёт не просто как край холодной величественной красоты, а
выступает отражением исторического видения художника. Каждый пейзаж,
посвященный сегодняшнему дню Заполярья, – это работа художника,
размышляющего об исторических судьбах родины. К северному циклу можно
отнести и историческую серию "Холмогоры – родина Ломоносова". Борис
Яковлевич, кажется, никогда не был начинающим художником. Его блестящий
живописный дар раскрылся сразу. В 1958 году художник получил
высокое звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Его глубокая любовь к
Сибири нашла свое отражение в работах, представленных на персональной
выставке, посвященной 350-летию Красноярска. Как кадры киноленты, прошли
перед зрителями картины старого и нового города на Енисее. Главной
заботой художника всегда было найти и, остановив, запечатлеть на холсте
удивительное мгновение, неповторимый праздник света и цвета. В
поэтической приподнятости образа – особенность творчества Ряузова. Он
открывает для нас все новые грани красоты природы, выражая этим свои
чувства. Своим творчеством Ряузов внёс значительный вклад в советскую
пейзажную живопись. Внимание к сибирской природе в произведениях Ряузова
с годами усиливается, отношение к ней все более усложняется.
Великолепны написанные смелой и широкой кистью пейзажи из цикла
"Сибирские мотивы": "Северное селение", "Север. Просторы", "Тундра.
Осень", "Енисей. Заполярье", "Тундра. Новое". Работы этой серии несут
мысль о могуществе сибирской природы, о мужестве и стойкости людей,
осваивающих труднодоступные просторы Заполярья. Тема великой
битвы за Родину тоже нашла отражение в творчестве художника. На
выставках многие красноярцы видели такие полотна мастера, как "Земля
фронтовая", "Высота безымянная", "Нейтральная полоса под городом Белый",
"Место подвига Александра Матросова" и другие. Ряузов никогда
не испытывал недостатка в темах и сюжетах. Жизненные наблюдения и
творческая фантазия его неиссякаемы. Его пейзажи содержательны, они
способны пробуждать в людях высокие и благородные эмоции, воспитывать
патриотические и эстетические чувства. Творчество мастера
сибирского пейзажа было широко известно и любимо уже при его жизни.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что оно прошло самое трудное
испытание – испытание временем, ведь с годами вклад Ряузова в
изобразительное искусство видится все более и более значимым.