КОСМОС (греч. , лат. mundus), термин др.-греч. философии для обозначения мира как структурно организованного и упорядоченного целого. В дофилос. употреблении значение слова К. варьирует от внешне зримого, тектонически организованного «строения», «украшения», «наряда» до понятия внутр.структуры, особенно социальной — политической (гос. строй, «порядок» — Геродот) я военной (воинский строй или ряд как противоположность беспорядочной рассеянности элементоввоинов — начиная с Гомера, а также «дисциплина» и «чинность» в поведении индивида; ср. рус. «ряд» и особенно «чин» в др.-рус. смысле). Пути проникновения термина «К.» в филос. лексикон остаются неясными. Свидетельство «Мнений философов» (Plac. II 1,1) о том, что «Пифагор первым назвал универсум „космосом", исходя из порядка , который в нем наличен», не согласуется с тем, что термин «К.» употребляется в космологич. контексте уже у милетских философов [несомненно, у Анаксимандра 12 А 9 DK о концентрич. сферах «элементов» внутри сфе-рич. миранебосвода ]. Впервые К. как «ми-рострой», «мир» бесспорно засвидетельствован ок. 500 до н. э. во фрагментах Гераклита (В 30, В 124-51, 107 Marcovich), зависимость крого от Пифагора весьма сомнительна, и затем прочно входит в натурфилос. лексикон досократиков (Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Филолай, Демокрит, Диоген Аполлонийский и др.). В системах, допускающих множество «миров» (особенно в атомистич. традиции), К. всегда обозначает «упорядоченную часть» Вселенной и противополагается понятию ?? — «универсум» (т. е. примерно соответствует понятию солнечной системы). У Платона и Аристотеля(особенно трактат «О небе») с термином К. конкурирует термин — «небо», окончательно уступающий место К. начиная с эпохи эллинизма.