Свою жизнь герой целиком посвятил служению отчизне: «Тарас был из числа коренных старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава». Когда многие начали перенимать польские обычаи, «он перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне. Тарасу все это было не по сердцу, он любил простую жизнь казаков, считал себя законным защитником православия…»
Переполняемый гордостью, везет Бульба двух своих сыновей на Запорожскую Сечь «представить их своим старым, закаленным в битвах товарищам…» Но ожидавшая их там спокойная и разгульная жизнь пришлась не по душе Тарасу. Герой видел, что «Остап и Андрий мало занимались военною школою, Сечь не любила затруднять себя военными упражнениями». Но Гоголь подчеркивает, что «старый Тарас готовил им другую деятельность, настоящего дела хотел он для сыновей своих и все придумывал, как бы поднять Сечь на отважное предприятие, где бы можно было как следует разгуляться рыцарю». Чтобы «расшевелить» казачью вольницу и организовать военный поход, Тарас идет даже на хитрость: созывает «шумное собрание», где избирают нового кошевого и принимают решение о начале новых военных действий.
Как отрадно было видеть старому Тарасу, что оба его сына «были в боях одни из первых», с радостью думал он о том, «какие добрые будут их них вояки». «Терпи, казак,- атаманом будешь», - напутствовал Бульба своего младшего сына Андрия. Но «не сошелся пылкий юноша со своим старым отцом». Другая натура оказалась у Андрия.
Младший сын Тараса ради любви к красавице-полячке отрекся от отчизны, от друзей-товарищей и даже от отца и перешел на сторону неприятеля. Не ожидал старый казак такого поступка от родного сына, долго не мог поверить и смириться с этим и, наконец, «проклял и день и час, в который породил на позор себе такого сына». Он хотел сам расправиться с предателем и отвел руку другого казака, который во время боя уже настиг Андрия.
Трудно передать ту боль и отчаяние, которые испытал Тарас, наставляя ружье на собственного сына. Но не стал он сохранять жизнь Андрию, потому что предательство для Тараса – самый большой грех. Недаром в своей речи по поводу избрания его атаманом Бульба говорит: «Чтобы пришло такое время, когда выходили молодцы один другого лучше, чтобы сказали внуки и сыны тех внуков, что были когда-то такие, которые не постыдили товарищество и не выдавали своих…».