Часто, проезжая от города к городу, а также посещая различные буддистские храмы вы любовались скульптурными изваяниями
Будды. все они разных размеров:от совсем небольших (меньше человеческого роста), но чаще более крупных, а временами просто гигантских. Золотые,изумрудные, белые, выполненные из различных видов камня, бетона,керамики, вырезанные изэ дерева. Это великолепие и разнообразие поражает и радует глаз. Но сегодня, я расскажу о том что сама не так давно
узнала и хочу с вами поделиться.
А конкретно, о канонах образа Будды в скульптуре и его различных тонкостях, о которых часто и не задумываешься,
когда любуешься образом. Но бывает и возникаю всяческие вопросы по поводу положения рук, ног, различных видов уборов
на голове.
Канонический образ Будды сложился в индийском искусстве к 4-му веку н.э.(эпоха Гуптов)и был принят везде, где получил
распространение буддизм. Изображения Будды строятся на представлении об идеальных пропорциях человеческого тела,
которыми обладал Сиддхартха Гаутама.
Он также обладал
32-мя ЧИСТЫМИ ТЕЛЕСНЫМИ ПРИЗНАКАМИ ВЕЛИКОГО МУЖА.
Наиболее заметная иконографическая черта Будды
- УШНИША -
полукруглый выступ на голове, особенность строения черепа, свидетельствующая о чрезвычайной мудрости.
Кроме неё обязательно присутствует
- УРНА -
метка между бровями (символ бесконечного движения Солнца),
длинные, до колен, РУКИ,
ПАЛЬЦЫ на руках одной длины и
такие же на ногах,
длинные МОЧКИ ушей, доходящие до плеч.
В странах Юго-Восточной Азии распространены ТРИ основных типа скульптурных изображений основателя учения, вы
и сами заметили и сможете перечислить, итак:), правильно:
СТОЯЩИЙ Будда
СИДЯЩИЙ Будда
ЛЕЖАЩИЙ Будда
Изображения Будды, достигшего нирваны, обычно однотипны:
он лежит на правом боку, голова покоится на правой руке, согнутой в локте, вся фигура олицетворяет мир и покой.
Одну из таких фигур показывают всем туристам, приезжающим на экскурсию в королевский дворец и ближайшие знаменитые храмы Ват Пракео и ват По.В вате По как раз и лежит большой золотой Будда в этой классической позе,
где все его обходят, и кидают монетки в чаши, стоящие по его контуру.