Начальное музыкальное образование Бетховен получил под руководством
своего отца, певчего придворной капеллы курфюрста Кельнского в Бонне. С
1780 он учился у придворного органиста К. Г. Нефе. В неполных 12 лет
Бетховен с успехом заменял Нефе; тогда же вышла его первая публикация
(12 вариаций для клавира на марш Э. К. Дреслера). В 1787 Бетховен
посетил в Вене В. А. Моцарта, который высоко оценил его искусство
пианиста-импровизатора. Первое пребывание Бетховена в тогдашней
музыкальной столице Европы было недолгим (узнав, что его мать при
смерти, он вернулся в Бонн).
В 1789 он поступил на философский
факультет Боннского университета, однако проучился там недолго. В 1792
Бетховен окончательно переехал в Вену, где он вначале совершенствовался в
композиции у Й. Гайдна(с которым у него отношения не сложились), затем у
И. Б. Шенка, И. Г. Альбрехтсбергера и А. Сальери. До 1794 он
пользовался финансовой поддержкой курфюрста, после чего нашел богатых
покровителей среди венской аристократии.
Вскоре Бетховен стал
одним из самых модных в Вене салонных пианистов. Публичный дебют
Бетховена-пианиста состоялся в 1795. Тем же годом датированы его первые
крупные публикации: три фортепианных трио соч. 1 и три сонаты для
фортепиано соч. 2. По отзывам современников, в игре Бетховена бурный
темперамент и виртуозный блеск сочетались с богатством воображения и
глубиной чувства. Неудивительно, что его самые глубокие и оригинальные
произведения этого периода предназначены для фортепиано.
До 1802
Бетховен создал 20 фортепианных сонат, в том числе «Патетическую» (1798)
и так называемую «Лунную» (№2 из двух «сонат-фантазий» соч. 27, 1801). В
ряде сонат Бетховен преодолевает классическую трехчастную схему,
помещая между медленной частью и финалом дополнительную часть – менуэт
или скерцо тем самым сонатный цикл уподобляется симфоническому. Между
1795 и 1802 были написаны также первые три фортепианных концерта, первые
две симфонии (1800 и 1802), 6 струнных квартетов (соч. 18, 1800),
восемь сонат для скрипки и фортепиано (в том числе «Весенняя соната»
соч. 24, 1801), 2 сонаты для виолончели и фортепиано соч. 5 (1796),
Септет для гобоя, валторны, фагота и струнных соч. 20 (1800), множество
других камерно-ансамблевых сочинений. К этому же периоду относится
единственный балет Бетховена «Творения Прометея» (1801), одна из тем
которого впоследствии была использована в финале «Героической симфонии» и
в монументальном фортепианном цикле 15 вариаций с фугой (1806). Смолоду
Бетховен поражал и восхищал своих современников масштабностью замыслов,
неистощимой изобретательностью их воплощения и неутомимым стремлением к
новому.