Первым шагом Патриарха Никона на пути литургической реформы, сделанным
сразу после вступления на Патриаршество, было сравнение текста Символа
веры в редакции печатных московских богослужебных книг с текстом
Символа, начертанного на саккосе митрополита Фотия. Обнаружив
расхождения между ними (а также между Служебником и другими книгами) ,
Патриарх Никон решился приступить к исправлению книг и чинопоследований.
Примерно через полгода по восшествии на патриарший престол, 11 февраля
1653 года, Патриарх указал опустить в издании Следованной Псалтири главы
о числе поклонов на молитве преподобного Ефрема Сирина и о двуперстном
крёстном знамении. Часть справщиков высказали своё несогласие, в
результате трое были уволены, среди них старец Савватий и иеромонах
Иосиф (в миру Иван Наседка) . Спустя 10 дней, в начале Великого поста
1653 года, Патриарх разослал по московским церквам «Память» о замене
части земных поклонов на молитве Ефрема Сирина поясными и об
употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного. Так
началась реформа, равно как и протест против неё — церковный раскол,
организованный бывшими товарищами Патриарха протопопами Аввакумом
Петровым и Иваном Нероновым.
В ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах:
1.Широкомасштабная
«книжная справа» , выразившаяся в редактировании текстов Священного
Писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям даже в
формулировках Символа Веры — убран союз-противопоставление «а» в словах о
вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена» , о Царствии Божием стали
говорить в будущем («не будет конца») , а не в настоящем времени («несть
конца») , из определения свойств Духа Святаго исключено слово
«Истиннаго» . В исторические богослужебные тексты было внесено также
множество других новаций, например, в имя «Ісус» (под титлом «Ic») была
добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «Іис»)
.
2.Замена двуперстного крёстного знамения трёхперстным и отмена
«метаний» , или малых земных поклонов — в 1653 году Никон разослал по
всем церквям московским «память» , в которой говорилось: «не подобает в
церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и
тремя персты бы есте крестились» .
3.Крёстные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь) .
4.Возглас «аллилуйя» во время стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя) , а трижды (трегубая) .
5.Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах.