Я задаю себе вопрос: "Почему же Герасим не ушел в деревню с Муму?". Он не посмел ослушаться барыни, но и не захотел жить в доме, где распоряжаются жестокие и бесчеловечные люди. А барыня опять находит виноватых, чтобы выгородить себя.
Крепостное право унижало не только крестьянин, но и губило самих помещиков, приучало их к безнаказанности.
В рассказе Тургенева мы видим барышню, которая думала только о себе, о своем покое, а другие люди должны были ей угождать, выполняя любую ее прихоть. Против такого порядка вещей выступает писатель - Иван Тургенев. Считаю, он был честным человеком и не мог мириться с крепостным правом.
Душа у верзилы-богатыря оказалась нежная и ранимая. Поэтому он на женщин больше не глядел и ни одной собаки у себя не держал. Власть одних людей над другими. Как она калечит и тех и других. До поры до времени люди еще такие (в подавляющем большинстве) что им требуется узда? И чем менее совершенны эти люди, тем, видимо, крепче должна быть узда. Над ними власть обычно такая, какую они заслуживают. Окажись все, иль подавляющее большинство такими как Герасим - честными, душевными, самоотверженными, работящими, возник бы совсем другой порядок, иная общественная система, но пока что из всей дворни там оказался человек "не от мира сего", глухонемой, почти не воспринимающий всей информации, всех сигналов всего мира. И Татьяна, светлая в сущности душа, задавлена этой жизнью и вполне послушна. Ее можно как угодно поворачивать и настраивать. ее можно манипулировать, как и всей толпой. Получилась грустная, почти трогательная и вполне реальная (и страшная!) картина жизни.