Вся первая глава, казалось бы, рассказывает об Онегине: его детстве, юности, привычках, развлечениях, друзьях.
Эпиграф к этой главе: «И жить торопится и чувствовать спешит» (Князь Вяземский) - тоже про Онегина, это он «жить торопится».. .
Но,
если прочесть главу повнимательней, мы увидим, что в ней не один, а два
героя: Онегин и Пушкин. Им не только уделено почти равное количество
строф, мы узнаем о каждом из них очень много - об авторе почти столько
же, сколько о герое. Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу скажет
об Онегине: «добрый мой приятель» . Но много у них и разного. Трудно,
конечно, сравнивать реально жившего великого человека с другим,
созданным его фантазией, а мне все-таки каждый раз, когда я читаю роман,
думается: насколько же Пушкин ярче, умнее, значительней человека,
которого мы называем «типичным представителем» его эпохи!
В то
время, когда он начал писать «Онегина» , полагалось начинать большое
поэтическое произведение торжественным вступлением, обращаясь к богам.
Так, как начал Гомер свою « Илиаду» :
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына.. .
Или так, как начал Пушкин свою оду «Вольность» :
Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!
Где ты, где ты, гроза царей,
Свободы гордая певица?. .
Так
полагалось. А Пушкин начинает свой роман в стихах совсем иначе. Он
берет строчку из знакомой каждому его современнику басни Крылова «Осел и
мужик» :
Осел был самых честных правил.. .
и переделывает эту строчку по-своему.
Сразу,
с первой же строки, он смело, весело, молодо бросается в бой против
того, что устарело, что мешает развитию литературы, что ему ненавистно:
против сковывающих писателя правил и законов - за свободу мысли, свободу
творчества. Никого он не боится: ни критиков, ни ученых знатоков, ни
даже друзей-писателей, которые, конечно, рассердятся на него за подобное
начало.
Итак, роман начинается без всякого вступления - мыслями
героя, едущего к больному дяде, которого он не знает и не любит, чтобы
Ему подушки поправлять.
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!
Одобряет
Пушкин такое поведение Онегина? Пока мы еще не можем ответить на этот
вопрос. Но дальше, читая роман, мы все узнаем: и что думает Пушкин об
Онегине, и как он смотрит на принятые в свете родственные отношения, и
какие люди ему по душе, кого он ненавидит и за что, над чем смеется, что
любит, с кем борется.. .
Поэт находит самые точные, самые
убедительные слова, чтобы объяснить, как несчастливо воспитали Евгения:
чувствовать, страдать, радоваться он не умеет. Зато умеет «лицемерить,
казаться, являться» ; зато, как многие светские люди, умеет скучать,
томиться.. .