Ответ:
по ощущению сразу всплывает почему-то определение баллада, по типу Окуджавовских "не оставляйте стараний маэстро... "
с XII века балладой называлось небольшое лирическое стихотворение, состоявшее из трёх или четырёх строф, чаще же восьми, десяти или двенадцати строф, перемежающихся с припевом (рефреном) , и обыкновенно имевшее содержанием любовную жалобу.
долго пытался проанализировать размер.. . что то не получается, для оценки пользовался такими соображениями:
в поэтическом произведении важно не только содержание, но и форма - то есть ритм, звучание, музыка стихотворения, которая, собственно, само стихотворение и образует.
Самое-самое главное - это не просто определить размер, а сказать в своем сочинении о том, что этот размер вносит в стихотворение.
Ямб - это энергичное, часто торжественное звучание стиха, хорей напевен и нежен (хореем написаны все колыбельные и, кстати, вслед за Лермонтовым - все стихотворения, в которых есть ночной пейзаж) . Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их и предпочитал Некрасов) .
Ну, к делу. Чтобы легко определять размер, нужно прежде всего помнить, что такое стопа. Стопа - это группа слогов, на один из которых падает ударение. Только и всего.
Все знают, конечно, что стихотворных размеров в русском стихосложении пять: два двусложных и три трехсложных. Двусложные - это когда в стопе два слога, трехсложные - когда, соответственно, три:
Хорей - двусложный размер с ударением на первом слоге.
Ямб - двусложный размер с ударением на втором слоге.
Введем следующие обозначения: ` - ударный слог, _ - безударный слог.
Тогда хорей будет выглядеть так: | ` _ |, а ямб - вот так: | _ ` |.
Дактиль - вот так: | ` _ _ |. Запомнить легко: дактиль - в переводе с греческого - "палец". Правда ведь, похоже: три фаланги, на первой ноготь, - как три слога, первый отмечен ударением.
Анапест ("перевернутый, отраженный" - даже и звучит по-русски, как "палочка (пестик) наоборот") выглядит так: | _ _ ` |.
Амфибрахий ("окруженный") - | _ ` _ |.
Теперь, когда мы все знаем, предстоит самое простое и, как ни странно, самое для ребят трудное - каждый слог стихотворной строки обозначить черточкой. Удобнее, когда все черточки одинаковые, независимо от длины слога. (На всякий случай: количество слогов равно количеству гласных звуков) . Служебные слова, как правило, не отмечаются ударением, если на них не падает логическое ударение при чтении стихотворения.
Ну, например, возьмем первые две строки стихотворения Ахматовой "Родная земля".
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем…
Получится так:
_ ` _ ` _ _ _ ` _ _ _ `
_ ` _ ` _ ` _ _ _ ` _
Теперь вот это надо разделить на группы слогов (стопы) так, чтобы внутри каждой был ударный слог… "Что-то тут не так", - скажете вы. Действительно, для двусложного русского стиха характерен пиррихий - пропуск ударения. И это очень естественно: у нас же не все слова состоят из двух слогов! Если бы таких пропусков не было, стихи были бы похожи на однообразный барабанный бой.
Кстати, предложу изыск для вашего сочинения: если вы отметите, что звучание какого-то слова в стихе (стих - это стихотворная строка) подчеркивается, выделяется за счет пиррихия, это будет здорово. При условии, конечно, что ваш учитель знает, что такое пиррихий.
Вернемся к нашему (т. е. ахматовскому) стихотворению:
| _ ` | _ ` | _ _ | _ ` | _ _ | _ ` |
| _ ` | _ ` | _ ` | _ _ | _ ` | _
Отметим, что "хвостик" (то, что осталось за пределами стопы) при определении размера не учитывается.
Итак, для первой строфы своего стихотворения Ахматова обращается к торжественному звучанию пятистопного ямба, - такой или близкий к этому вывод вы должны были бы сделать при анализе размера этого стихотворения.
Но вот вторая строфа поднесет нам сюрпризы. Она настолько другая, что даже размер меняется:
Да, для нас это грязь на кал