3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.
1) (не)было сил; (не)снимая пальто; (не)привычные для нас
2) (не)сильный, но крупный дождь; (не)профессиональный подход; в окнах (не)доставало стёкол
3) (не)прикрытое самоуправство; значение (не)определено точно; (не)хватало времени
4) обещания (не)забыты; ещё (не)открытые земли; (не)лисьи повадки
4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.
1) потуше(н,нн)ый пожар, песча(н,нн)ый пляж, фрукты упакова(н,нн)ы в ящик
2) искре(н,нн)е верил, подкова(н,нн)ая лошадь, взгляды традицио(н,нн)ы
3) замороже(н,нн)ые овощи, гости(н,нн)ая комната, отваре(н,нн)ые овощи
4) исти(н,нн)ая правда, петуши(н,нн)ые бои, стира(н,нн)ое в тазу
5. Поставьте знак ударения в следующих словах. Начать, прибыла, взята, столяр.
6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-ий).
1) Гости любовались расположенным перед домом ландшафтным парком.
2) Голос оратора был уверен и твёрд.
3) Создавая проект аэропорта, архитектором были учтены особенности местности.
4) По возвращению из Стамбула писатель сразу взялся за работу
Прочитайте текст 2 и выполните задания 7−17.
Текст 2
(1)Во французском соборе в городе Реймсе хранится уникальный предмет, история которого овеяна легендами и полна загадок. (2)Речь идёт о древнем Реймсском Евангелии, которое по праву входит в национальное культурное наследие Франции. (3)Именно на нём в течение нескольких веков приносили клятву французские короли во время коронации. (4)Особый интерес к Евангелию на протяжении долгого времени был вызван ещё тем, что книга была написана таинственными, никому в средневековой Франции неведомыми знаками. (5)Каждый монарх, бравший Евангелие в руки, вынужден был признать, что не может прочесть написанного. (6)Говорили, будто Евангелие это начертано языком ангелов. (7)Вот поэтому, мол, человек и не способен разобрать ни строчки божественного текста. (8)Евангелие это так и прозвали: Книга ангелов.
(9)Существует предание, что впервые Книгу ангелов удалось прочесть гостям из России. (10)Случилось это в 1717 году. (11)Пётр Первый, находясь во Франции, посетил Реймсский собор, и один из его приближённых (или даже сам царь) легко прочёл строки священной книги. (12)Дело в том, что первая часть Реймсского Евангелия была написана кириллицей – старославянской азбукой. (13)Грамотный русский человек Петровской эпохи, разумеется, вполне мог разобрать надпись.
(14)Но откуда взяться во французском соборе тексту на кириллице? (15)Одна из легенд связывает Евангелие из Реймса с именем Анны Ярославны, дочери русского князя Ярослава Мудрого. (16)Около 1048 года Анна Ярославна вышла замуж за Генриха Первого, короля Франции. (17)Когда будущая королева покидала отчий дом, то она увезла с собой в Париж большое приданое. (18)В него входили драгоценности, меха и немалое количество книг. (19)Быть может, среди них было и Реймсское Евангелие.
7. Определите и запишите основную мысль текста.
8. Определите и запишите микротему 3-го абзаца текста.
9. Определите, каким средством языковой выразительности является прилагательное «уникальный(предмет)» из предложения 4. Запишите ответ.
10. В предложениях 1–2 найдите слово с лексическим значением «явление духовной жизни, быта, уклада, воспринятое от прежних поколений». Выпишите это слово.
11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) среди них
2) первая часть
3) вполне мог
4) увезла с собой
12. Из предложения 10 выпишите грамматическую основу.
13. Определите тип односоставного предложения 14. Запишите ответ.
14. Среди предложений 14–19 найдите предложение с вводной конструкцией, выпишите её. Подберите к ней синоним, запишите этот синоним.
15. Среди предложений 2–5 найдите предложение с необособленным распространённым согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия «необособления».
16. Среди предложений 9–13 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
17. Среди предложений 14–18 найдите предложение, которое соответствует данной схеме: [= _ , _ и _ ]
Выпишите номер этого предложения.