Итак, на переднем плане, на возвышенности стоят пастушок, а монах.
Тонкая фигура мальчика, помещена почти в центре картины, она сливается с
пейзажем и кажется неотъемлемой частью полей, зелёных перелесков,
трепетных деревьев, этого чисто русского пейзажа с его деревянною
церковью и извилистой речкой.
Большие, почти круглые глаза
Варфоломея устремлены на святого, худенькие ручки молитвенно сложены
перед его грудью. Он замер в ожидании чуда. Даже не приглядываясь к
картине, можно понять, что между пастушком и монахом идет разговор не на
бытовые, а на возвышенные темы.
Отрок одет в белую рубашку,
окаймлённую красной тесьмой, синие порты и красные сапожки. Всё это
символизирует юность, чистоту души мальчика.
Перед мальчиком,
рядом с высоким, старинным дубом, стоит монах в чёрном плаще. Из-за его
тёмного одеяния создаётся ощущение (впечатление) массивности фигуры
старца.
Белая рубашка, синий капюшон, нимб вокруг головы,
говорят о божественной чистоте его мыслей и деяний. А борода говорит о
мудрости, но в то же время красные кресты на капюшоне показывают
молодость его души. Чувствуется контраст между образами отрока и старца.
Несмотря на сказочность сюжета, нет ощущения его ложности,
надуманности. Пейзаж на картине собирает в себе все красоты русской
природы, а Варфоломей и монах—молодое и старшее поколение.