Большое распространение Е. в Зап. Европе получили в период
формирования феодализма, когда папство и возглавляемая им церковь,
окончательно отделившаяся с 11 в. от византийской церкви, сделались
важнейшим орудием утверждения феод. строя. Е., выражавшие в религ. форме
антифеод. оппозицию, были направлены прежде всего против офиц. церкви,
против папства.По своему богословскому содержанию наиболее значит.
ср.-век. Е. были направлены против основ христ. догматики, в частности
против христологич. и тринитарного учения церкви, против христ. идеи о
всеобщей греховности и церк. учения о предопределении. Почти все Е.
разоблачали вместе с тем разврат и алчность духовенства и отражали
возмущение масс обогащением церкви и беззастенчивой эксплуатации народа
феодалами.
С 1398 Гус преподавал богословие в Пражском
университете, в 1401-1402 был деканом факультета свободных искусств, в
1402-1403 и 1409-1410 – ректором университета. С 1402 года Ян Гус стал
проповедовать в специально построенной Вифлеемской часовне (Прага),
которая превратилась в центр распространения реформаторских идей. Именно
в это время друг Яна Гуса Иероним Пражский привез из Оксфорда сочинения
Джона Уиклифа, запрещенного в Чехии. Гус попал под влияние идей Уиклифа
и открыто объявил себя сторонником его учения . В своих проповедях Гус
осуждал развращенность клира и обличал нравы духовенства, призывал
лишить церковь собственности, подчинить ее светской власти, требовал
реформы церкви, выступал против немецкого засилья в Чехии вообще и в
Пражском университете в частности. Эта критика импонировала шляхте,
мечтавшей захватить церковные земли и богатства. Проповеди Гуса отвечали
и требованиям бюргерства, стремившегося к "дешевой" церкви. Кроме
этого, король Вацлав IV стал на сторону Гуса и в 1409 году подписал
Кутнагорский декрет, превративший Пражский университет в чешское учебное
заведение. Руководство университетом перешло в руки чехов, немецкие
магистры его покинули. Но Пражский университет из международного центра
превратился в провинциальное учебное заведение.
1409–1412 годы –
время полного разрыва Яна Гуса с католической церковью и дальнейшего
развития его реформационного учения . Вслед за Уиклифом он поставил
авторитет Священного писания выше авторитета папы, церковных соборов и
папских постановлений, которые, по его мнению, противоречили Библии.
Идеалом Яна Гуса была раннехристианская церковь. Источником веры Ян Гус
признавал только Священное писание. К 1410–1412 годам положение Яна Гуса
в Праге ухудшилось, против него выступил пражский архиепископ.
В
1412 Ян Гус выступил против продажи папских индульгенций, после чего
Вацлав IV отказался дальше поддерживать опасного еретика, так как это
наносило удар по его и без того слабому международному престижу. В 1413
году появилась булла с отлучением Яна Гуса от церкви и интердиктом на
Прагу и другие города, которые предоставят ему убежище. Под давлением
обстоятельств Ян Гус вынужден был покинуть столицу и в течение двух лет
жил в замках покровительствовавших ему дворян, продолжая проповедовать в
Южной и Западной Чехии. В изгнании Ян Гус написал опус "О церкви"
(1413) с критикой всей организации католической церкви и церковных
порядков. Гус отрицал особое положение папы, но не отвергал католические
догматы и не призывал к уничтожению феодальной собственности
насильственным путем. Вместе с тем Ян Гус беспощадно критиковал практику
причастия, по которой священнослужители причащались хлебом и вином, а
миряне довольствовались только хлебом. Гус доказывал, что в раннем
христианстве все верующие причащались одинаково. Этот тезис имел особое
общественное значение, поскольку уравнивал служителей церкви с другими
слоями населения.