Рассматривая картину Ксении Успенской-Кологривовой "Не взяли на рыбалку", я представляю себе, как художница летним теплым вечером наблюдает за сборами. Отец и старший сын проверяют удочки, копают за огородом червей, собирают в рюкзак нехитрые припасы. Рядом, не отставая ни на шаг, крутится карапуз, которому не больше четырех лет. Он тоже мастерит удочку из гибкого ивового прута, старательно складывает в жестянку дождевых червей. Бегает на кухню к матери то за хлебом, то за картофелем. Он старается изо всех сил быть полезным. И, как бы между делом, все время спрашивает отца и старшего брата: «Возьмете?» Отец молчит, улыбаясь. А брат пугает: далеко, жарко, глубоко, сом утащит. Но малыш готов на все ради увлекательного путешествия.
Ранним утром, едва солнце окрасило сельский двор и беленые стены хаты в розовый цвет, двое вышли во двор. С реки полз утренний туман, цепляясь за кусты. День обещал быть погожим.
Отец надел сапоги и накинул на плечи рюкзак. Старший сын, парнишка лет десяти, взял удочки и котелок, покрыл голову картузом. Едва они подошли к плетню, как дверь отворилась снова, и им вдогонку бросился младший. Он шустро разыскал в траве удочку и банку с червями. Но строгий взгляд отца остановил его. «Мал еще, дорога дальняя, за день на жаре умаешься», - услышал карапуз в который раз.
Сцена горестных раздумий и стала сюжетом картины «Не взяли на рыбалку». Красный от обиды и подступающих слез, среди двора стоит малыш, одетый в белую рубашонку и короткие штаны на лямках. Удочка сиротливо лежит возле его босых ног, а на наживку уже нацелилась одна из дворовых кур. Мальчишка чешет ухо, укушенное злым утренним комаром. Он отвернулся от калитки, чтобы не видеть удаляющиеся фигуры и насмешливый взгляд старшего брата.
За его спиной приоткрытая дверь, из-за которой выглядывает, лукаво улыбаясь, белокурая сестричка. Она тоже невелика, но уже понимает, что рыбалка – дело серьезное. Ей хочется приободрить младшего братишку, занять его делом или вовлечь в игру. Но он еще слишком расстроен, чтобы отозваться.