В а н я (в кучерском армячке).
Папаша! кто строил эту дорогу?
П а п а ш а (в пальто на красной подкладке),
Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!
Разговор в вагоне.
Как
правило, в качестве эпиграфов используют пословицы или цитаты, здесь же
приведен отрывок разговора в вагоне, разговора мальчика с отцом. Этот
разговор построен как сцена из пьесы: обозначены действующие лица, их
реплики предваряются авторскими ремарками.
По ремаркам мы можем
судить об участниках разговора: Ваня одет в кучерский армячок, это
народная одежда, а он сын генерала («папаша» в пальто на красной
подкладке, то есть в генеральской шинели). Таким образом, кучерский
армячок лишь маскарад, подделка под народность либерального «папаши».
«Строителем»
железной дороги называется «Граф Петр Андреич Клейнмихель», известный
своей жестокостью начальник строительства, скомпрометированный отставной
генерал. Дело в том, что ко времени написания стихотворения граф давно
уже умер, а имя его использовано Некрасовым как намек на деспотические
методы правления «либерального» царя. Стихотворение и направлено во
многом против либеральной эпохи Александра II. Мирные реформы, по мнению
Некрасова и его единомышленников, обрекают народ на новую кабалу, а
единственное спасение народа - революция. Революционным пафосом полно
стихотворение «Железная дорога».
Эпиграф играет роль повода для
написания стихотворения . Стихотворение является как бы ответом на
разговор, спорит с утверждением эпиграфа , что дорогу построил «граф
Петр Андреич Клейнмихель».