На вершине социальной иерархии казахского общества находился хан. Согласно обычаю, преимущественное право на ханский престол имел старший в династийном роде, но строго фиксированных законом правил о порядке престолонаследия не было, и после смерти хана в степи нередко наступали смутные времена. Хан выполнял следующие функции: распоряжался всеми землями, всей территорией ханства; был верховным главнокомандующим, объявлял войну и заключал мир, определял внешнеполитический курс, был главным действующим лицом в дипломатических отношениях; выполнял функции верховного законодателя и судьи. Хана окружали многочисленные советники, помощники, дружина и прислуга. В XVII и первой половине XVIII вв. местами пребывания казахских ханов были Ташкент и Туркестан. Лишь в редких случаях власть казахского хана достигала всей полноты без разделения ее с какими-либо другими политическими силами внутри государства.
Каждый султан по праву рождения мог претендовать на ханский титул, на улус – определенное число родов и племен. В улусах султанам принадлежала вся полнота власти, как административная, так и судебная. Они освобождались от несения всяких (кроме военной) повинностей в пользу хана. По законам хана Тауке они не платили никаких податей. Султаны были избавлены от телесного наказания и не подлежали суду биев. Творить суд над Чингизидами мог только султан или сам хан.
Ханы и их потомки, иначе их называли торе, свое первородство брали от Чингисхана. По праву своего рождения представители этой категории имели право на ханский престол. Дети ханов получали звание султанов, которые имели большие права и привилегии. Так, например, султаны были избавлены от телесных наказаний и не подлежали суду биев, только ханский суд мог осудить султана и вынести решение о его наказании.