Ответ:
1993-1995: Первая Конституция
1. По первой Конституции Казахстан был парламентской республикой. Сейчас у нас президентская форма правления.
2. В первой Конституции Верховный Cовет был единственным законодательным и высшим представительным органом страны.
3. Президент был подотчетен Верховному Cовету и имел ограниченную власть.
Я помню, в то время президент постоянно приходил в парламент и отчитывался перед депутатским корпусом.
Главные отличия от первой Конституции
1. Широкие функции и полномочия парламента перешли к президенту;
2. Верховный Cовет упразднили;
4. Парламент стал двухпалатным (сенат и мажилис);
3. Парламент потерял контрольные функции. Депутаты парламента уже не могли контролировать исполнение государственного бюджета и законов;
4. Законодательная функция парламента распределилась между тремя институтами – президентом, правительством и депутатами парламента;
В Казахстане депутаты парламента почти ни на что не могут влиять. Потому что для инициирования и обсуждения любого законопроекта нужны финансы. Чтобы получить финансы, депутаты обязаны получить положительное заключение правительства, то есть правительство решает, на какой закон давать деньги, на какой – нет. Получается, без согласия правительства депутаты не могут инициировать новый законопроект. Именно поэтому сейчас в нашей стране законодательная инициатива в основном исходит от правительства, и часто по поручению президента. Это значит, президент и правительство являются инициаторами изменений в законодательстве, а представителю народа – парламенту – остается только одобрять и утверждать. Политический тупик.
Сейчас парламент – это недееспособный орган, и он показывает это ежедневно. Например, последние события вокруг регистрации по месту жительства. На рабочих группах мы в лице общественных организаций неоднократно говорили, что закон чреват серьезными последствиями. Никто не прислушался. Депутаты парламента, немного покритиковав закон, все равно приняли его.
5. Парламент был лишен права толкования норм закона;
В Казахстане до сих пор никакой институт не может дать четкое толкование законов, когда в правоприменительной практике возникают спорные ситуации.
6. Конституционный суд и Арбитражный суд были упразднены. Остался только Верховный суд;
Сегодня доступ к правосудию в Казахстане ограничен для граждан и бизнеса. Судебной системе не доверяют. Об этом говорят многочисленные экспертные суждения и исследования. Главная причина – отсутствие Конституционного и Арбитражного судов.