Прочитайте текст и выполните задания.
Есть прелесть и в самой поздней осени — в этом безнадёжном дожде, в этих острых, одуряющих запахах тления, в этих маленьких, сморщенных, посиневших от холода сыроежках, на ссохшихся беретиках которых лежат сосновые иголки, липнет брусничный лист и дрожит, сверкает, как слеза, дождевая капля.
Шумит над головой лес. Мягко похлюпывает под ногами сизый карельский мох. Рдяно алеют в своей нержавеющей зелени крупные бусины брусники... Косо, невпопад лежит рыжий, поникший папоротник... И никаких звуков — ничего, кроме шума дождя и шорохов леса.
О чём этот текст?
1. О сыроежках.
2. О тишине в лесу.
3. О дождливой погоде.
4. Об осеннем лесе.
Выберите утверждение, которое соответствует содержанию текста.
1. Поздняя осень – время года, в котором нет ничего привлекательного.
2. Сыроежки от холода краснеют.
3. Ягоды брусники похожи на крупные бусины.
4. Папоротник - вечнозелёное растение.
Выпишите из текста примеры эпитетов, метафор, сравнений. Подумайте, с какой целью автор использует эти средства художественной выразительности?
Пример выполнения задания: «в безнадёжном дожде» - эпитет, «дрожит, сверкает, как слеза, дождевая капля» - сравнение, «косо, невпопад лежит … папоротник» - метафора.
Эти средства художественной выразительности автор использовал для того, чтобы нарисовать картину осеннего леса.
Осенью в больших городах опавшую листву убирают с газонов. Как вы думаете, почему? Ответ запишите в тетради (2-3 предложения).
Пример выполнения задания.
Городская среда – среда загрязнённая. Осенью в больших городах опавшую листву убирают с газонов, потому что городские зелёные насаждения контактируют с целым комплексом загрязнителей из воздуха, почвы и воды. Эти вещества проникают в листья растений и накапливаются в них, поэтому листья, пролежавшие зиму на газонах, способны принести вред окружающей среде.