Матрёшка (уменьшительное от имени Матрёна) — русская деревянная игрушка в
виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы
меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти
всегда они имеют овоидную («яйцеподобную» ) форму с плоским донцем и
состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в
красном сарафане и желтом платке. Темы для росписи могут быть очень
разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей.
Точная
история происхождения матрёшки неизвестна. Самое правдоподобное
предположение — русский мастер изобразил славянские образы или понятия
из сказаний. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские
корни (см. Дарума и Кокэси) .
Изобретение формы русской
матрёшки приписывается токарю В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а
автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин. Из
воспоминаний Звёздочкина следует, что ему не доводилось видеть японских
точёных игрушек. [1] Кроме того, ещё до появления матрёшки русские
мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были
разъёмными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности
между японской и русской матрёшкой остаётся и требует более пристального
изучения.
В 1900 году М. А. Мамонтова, жена С. И. Мамонтова
представила кукол на Всемирной выставке в Париже, где они заработали
бронзовую медаль. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России.
Также в Семёнове, на художественной фабрике «Семёновская
роспись» , в 1922 году появилась на свет традиционная русская
семёновская матрёшка, которую сегодня знает весь мир. В 1970 году на
выставке «Экспо-70» в Токио была представлена самая большая когда-либо
изготовленная матрёшка: 72-х местная.
Сейчас матрёшки делают в различных мастерских.
Чтобы
изготовить матрёшку, требуется большое мастерство. Сначала подбирают
подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже
ольху или берёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но
не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем
тщательно складируют брёвна и хранят несколько лет в хорошо
вентилируемом месте, чтобы они высыхали.
К обработке древесины
необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая
заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу —
неразборную — делают первой.
Когда «малышка» готова, мастер
начинает следующую фигурку, в которую войдёт первая. Заготовка
необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю
части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри
обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась
внутрь. Потом он повторяет процесс, делая немного бо́льшую куклу, в
которую войдут две предыдущие.
Количество кукол колеблется от 2
до 60. Когда готова каждая кукла, её покрывают маслянным лаком, чтобы
залить все шероховатости. После окончательной сушки и полировки гладкая
поверхность позволяет художнику равномерно нанести краски. В качестве
красок используется водянистая гуашь.