Ответ:
Первобытным охотникам и собирателям приходилось внимательно изучать особенности окружающих их природных сообществ. Им необходимо было знать повадки зверей и птиц, отличать съедобные растения от ядовитых, предугадывать изменения погоды. Личный опыт передавался из поколения в поколение, что создавало запас знаний об окружающей среде.
Один из первых выводов, которые пришлось сделать первобытному человеку, – дары природы не беспредельны. Поэтому охрана природы в местах обитания была залогом выживания любой общины, всего народа или этноса.
В небольших племенах и общинах, живущих в первую очередь за счет охоты, сохранялись, а в ряде мест и по сей день сохраняются, строгие ограничения на количество дичи и рыбы, которое позволялось добывать каждому члену общины, и на территории, служившие ему охотничьим участком. При совместной охоте на крупную дичь число добываемых животных, их пол и возраст также заранее оговаривались. На совете племени или совете старейшин обсуждались и сроки начала охоты на разные виды животных, причем в разные годы они могли быть различными – живущие за счет даров природы люди отлично разбирались во взаимосвязях между погодными условиями, урожаем пищевых растений и численностью травоядных и хищных животных.
По мере развития человеческого общества в его отношении к природе, помимо утилитарно-рациональных, стали появляться и духовные, этические компоненты, находившие выражение в культе природы, ее обожествлении.
Древний человек не отделял себя от природы. Страх перед гневом земли уживался в нем с верой в ее безграничное могущество. И в настоящие времена масаи Восточной Африки избегают вонзать копья острием в землю из опасения ее поранить.
Древние люди, в том числе индейцы Америки, были убеждены, что все созданное Великим Духом должно существовать и убивать или уничтожать его творения просто так, не для еды, непозволительно. Мезоамериканские народы (майя, ацтеки, ольмеки и др.) обожествляли животных: охраняли, поклонялись им, никогда не убивали больше того, что могли съесть.
Широко был распространен и тотемизм. Природный объект, избранный в качестве племенного тотема, исключался из хозяйственной деятельности: если это было животное, то мог быть наложен полный или частичный запрет на охоту, вводилось табу на посещения мест его обитания.
Особым поклонением пользовались леса, дававшие человеку почти все необходимое для жизни. По славянским поверьям, от деревьев пошла жизнь на земле. У многих народов существовали священные рощи, в которых благодарили богов за удачную охоту, молили о защите. Божественное почитание деревьев оберегало их от истребления. Так, в племенах кельтов, живших во второй половине первого тысячелетия на территории нынешних Франции, Италии, Бельгии, Германии и Британских островов, за порчу деревьев наказывали очень жестоко: раны, нанесенные дубу, «бинтовали» кишками тех, кто посмел поднять на него руку.
По мере перехода от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию человек становился менее зависим от окружающих его природных сообществ и правила, направленные на их сохранение, становились менее строгими. Однако во всех религиях, от древнего зороастризма до христианства и мусульманства, проповедуется бережное отношение к природе. И если по иудейско-христианской доктрине человек, сотворенный Богом по его образу и подобию, призван разумно использовать природу для удовлетворения своих нужд, то традиционные восточные религиозно-философские течения рассматривают человека не изолированно, а в единстве с природой, как неразделимое и гармоничное целое.
В одном из древнейших юридических документов – Законах Хаммурапи (царя, правившего Вавилоном в XVIII в. до н. э.) – были введены экономические санкции за экологический ущерб. За порубку фруктового дерева накладывался штраф...
Объяснение: