"Косцы" И.А. Бунина
Это произведение Иван Алексеевич написал в эмиграции в 1921 году. Как такового сюжета в рассказе Бунина нет: он весь наполнен звуками песен косцов из Рязанской губернии и размышлениями о родной земле и русском человеке.
Они косили и пели, и весь березовый лес, еще не утративший густоты и свежести, еще полный цветов и запахов, звучно откликался им.
Теперь они пели: «Ты прости-прощай, любезный друг!» — подвигались по березовому лесу, бездумно лишая его густых трав и цветов, и пели, сами не замечая того. И мы стояли и слушали их, чувствуя, что уже никогда не забыть нам этого предвечернего часа и никогда не понять, а главное, не высказать вполне, в чем такая дивная прелесть их песни.
Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъемы молодой, здоровой, певучей груди. Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной легкостью, естественностью, которая была свойственна в песне только русскому.
Писатель скучает по родине, по землякам. Находясь на чужбине, Бунин идеализирует прежнюю Россию, "потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже вовеки": уже нет и не будет ни крестьян, ни дворян – останется лишь звучная, свободная народная песня, которую будут петь уже новые люди.
"Гроза" А.Н. Островского
Драма начинается с песни "Среди долины ровныя", которую поет часовщик-самоучка Кулигин. Это стихотворение Алексея Мерзлякова, ставшее популярной народной песней. Она является своеобразным эпиграфом ко всему произведению, достаточно вспомнить следующие строки (конкретно их Кулигин уже не поет: он замолкает раньше):
Где ж сердцем отдохнуть могу,
Когда гроза взойдет?
Друг нежный спит в сырой земле,
На помощь не придет!
Ни роду нет, ни племени
В чужой мне стороне;
Не ластится любезная
Подруженька ко мне!
Так уже в самом начале пьесы возникает образ грозы, а также мотив одиночества, неприкаянности, жизни без любви. Всё это относится к главной героине драмы – Катерине. С помощью строк из "Среди долины ровныя" Островский выносит будущую трагедию одного человека на общероссийский простор.
"Война и мир" Л.Н. Толстого
Вспоминаем знаменитый эпизод пения Наташи Ростовой тогда, когда ее брат Николай вернулся домой после огромного проигрыша и даже подумывал о самоубийстве ("Боже мой, я бесчестный, я погибший человек. Пулю в лоб — одно, что остается, а не петь"). Наташа счастлива и не хочет омрачать себя чужими печалями, расспрашивать брата, почему он грустен. Но это ей и не потребовалось: после того, как она начала петь "ту баркароллу (прим. народную песню венецианских гондольеров), которую особенно любил Денисов", Николай Ростов испытал на себе очищающую силу искусства:
"Эх, жизнь наша дурацкая! — думал Николай. — Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь, — все это вздор... а вот оно — настоящее..."
О, как задрожала эта терция и как тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова. И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире. Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!.. Все вздор!
Ростов понимает, что он счастлив: счастлив, потому что сестра попадает в ноты, счастлив, потому что неожиданно для самого себя начал ей подпевать... Песня исцеляет героя и помогает понять, что в жизни истинное, а что – ложное.