М. Ю. Лермонтова
считают холодным скептиком, лишенным веры в Бога и человека. Но это не
совсем так. Ему, «сыну природы», было дано видеть то, чего не дано
видеть другим. Поэтому в лермонтовских отрицаниях идеалов часто звучит
их утверждение. Например, в стихотворении «Кинжал» говорится о любви,
дарящей человеку оружие:
Ты дан мне в спутники, любви залог немой,
И страннику в тебе пример не бесполезный:
Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный.
Каков в этих словах положительный идеал? Это — утверждение любви к
жизни, к природе, к вечному движению, к борьбе, а в особенности к
свободе. Поэт много раз признается в этой любви («Молитва», 1829, «Я
жить хочу! хочу печали…», «Поэт», «Мцыри» и другие).
Глубока и искренна любовь Лермонтова к родине — родному простору
(«Родина»), Он утверждает право человека на уважение, выступает за
мирные отношения между народами, ценит справедливость, доверчивость,
простоту и правдивость в отношениях между людьми (драмы, поэма
«Последний сын вольности», стихотворения «Родина», «Валерик» и другие).
Показательное выражение положительных идеалов Лермонтова дает в
стихотворении «На жизнь надеяться страшась…». В нем поэт описывает идеал
жизни человека на земле. Он видит равенство гражданское (отсутствие
«честей») и имущественное (отсутствие «злата»), свободу личности,
искренность в выражении чувств (отсутствие «приличий») и мир между
людьми.
Положительные идеалы помогают Лермонтову жить в невыносимых для него
явлениях действительности. Его нельзя называть атеистом, но тяготение к
земной материальной жизни переходило у Лермонтова в скрытую полемику с
«небом» («Земля и небо», «Молитва»).
Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю…
Поэт ненавидит обыденность и пошлость окружающего его мира и воспевает
стремление к обновлению, свободе («Парус», «Воля»),
И вольность мне гнездо свила,
Как мир — необъятное!
Чувство социальной справедливости приводит Лермонтова к осуждению
поработителей народа (романтическая повесть «Вадим», «Прощай, немытая
Россия!..»). За прославлением личной свободы («Мцыри») угадывается
ненависть к неволе, пронизывающей все общество. Таким образом,
инстинктивное стремление к воле формирует у поэта идеал свободы,
имеющий политическую окраску. Стремление к простоте и естественности
превращается в критику «цивилизованного общества», и прежде всего
общества светского («Странный человек», «Маскарад», «Как часто пестрою
толпою окружен…»).
В трагическом скептицизме М. Ю. Лермонтова заключаются, по словам
Огарева, «действительное движение и безбоязненность скорби». В эпоху
наступившей реакции он осуществлял героическую миссию поэта-борца,
будил общественное сознание («Смерть Поэта»).
В. Г. Белинский писал: «…мне отрадно было видеть в его рассудочном,
охлажденном и озлобленном взгляде на жизнь и людей семена глубокой веры
в достоинство того и другого. Я это сказал ему — он улыбнулся и
сказал: «Дай Бог».