мини сочинение про Лермонтава

0 голосов
25 просмотров

мини сочинение про Лермонтава


Литература (24 баллов) | 25 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов
М. Ю. Лермонтова считают холодным скептиком, лишенным веры в Бога и человека. Но это не совсем так. Ему, «сыну природы», было дано видеть то, чего не дано видеть другим. Поэтому в лермонтовских от­рицаниях идеалов часто звучит их утверждение. На­пример, в стихотворении «Кинжал» говорится о любви, дарящей человеку оружие: Ты дан мне в спутники, любви залог немой, И страннику в тебе пример не бесполезный: Да, я не изменюсь и буду тверд душой, Как ты, как ты, мой друг железный. Каков в этих словах положительный идеал? Это — утверждение любви к жизни, к природе, к вечному движению, к борьбе, а в особенности к свободе. Поэт много раз признается в этой любви («Молитва», 1829, «Я жить хочу! хочу печали…», «Поэт», «Мцыри» и другие). Глубока и искренна любовь Лермонтова к родине — родному простору («Родина»), Он утверждает право че­ловека на уважение, выступает за мирные отношения между народами, ценит справедливость, доверчивость, простоту и правдивость в отношениях между людьми (драмы, поэма «Последний сын вольности», стихотворе­ния «Родина», «Валерик» и другие). Показательное выражение положительных идеалов Лермонтова дает в стихотворении «На жизнь надеяться страшась…». В нем поэт описывает идеал жизни чело­века на земле. Он видит равенство гражданское (отсут­ствие «честей») и имущественное (отсутствие «злата»), свободу личности, искренность в выражении чувств (отсутствие «приличий») и мир между людьми. Положительные идеалы помогают Лермонтову жить в невыносимых для него явлениях действитель­ности. Его нельзя называть атеистом, но тяготение к земной материальной жизни переходило у Лермон­това в скрытую полемику с «небом» («Земля и небо», «Молитва»). Не обвиняй меня, всесильный, И не карай меня, молю, За то, что мрак земли могильный С ее страстями я люблю… Поэт ненавидит обыденность и пошлость окружаю­щего его мира и воспевает стремление к обновлению, свободе («Парус», «Воля»), И вольность мне гнездо свила, Как мир — необъятное! Чувство социальной справедливости приводит Лермонтова к осуждению поработителей народа (ро­мантическая повесть «Вадим», «Прощай, немытая Россия!..»). За прославлением личной свободы («Мцы­ри») угадывается ненависть к неволе, пронизывающей все общество. Таким образом, инстинктивное стрем­ление к воле формирует у поэта идеал свободы, име­ющий политическую окраску. Стремление к простоте и естественности превращается в критику «цивилизо­ванного общества», и прежде всего общества светского («Странный человек», «Маскарад», «Как часто пест­рою толпою окружен…»). В трагическом скептицизме М. Ю. Лермонтова за­ключаются, по словам Огарева, «действительное дви­жение и безбоязненность скорби». В эпоху наступив­шей реакции он осуществлял героическую миссию по­эта-борца, будил общественное сознание («Смерть Поэта»). В. Г. Белинский писал: «…мне отрадно было видеть в его рассудочном, охлажденном и озлобленном взгля­де на жизнь и людей семена глубокой веры в достоин­ство того и другого. Я это сказал ему — он улыбнулся и сказал: «Дай Бог».


(123 баллов)