Издавна замечено, что Лермонтов – поэт юности, что именно в юношеские
годы им упиваются. Наверное, потому что юноши и девушки увлекаются
высокой романтикой, мятежностью страстей, безграничностью желаний.
Лирика Лермонтова разнообразна и многогранна. Если посмотреть
юношескую лирику, то основной её мотив – переживание смысла своего
гражданского и поэтического предназначения. Во многих юношеских
стихотворениях душевные диссонансы осознаны ещё в романтическом свете.
Первоначально лирическое “я” Лермонтова ещё во многом условно. Его
своеобразие – в автобиографических событиях: разлука с отцом, лирическая
передача впечатлений.
Ужасная судьба отца и сына жить розно и в разлуке умереть.
Особенностью ранней лирики становится синхронность переживания. Это
придаёт единство лирике.
В зрелой лирике герой Лермонтова по-прежнему чужд обществу. Он
не может удовлетвориться. Но герой зрелой лирики становится ближе к
людям и более земным по своим переживаниям. Лермонтов оборачивается к
народной жизни, видит крестьянскую Россию, её природу.
Но всё же основным мотивом лирики Лермонтова является мотив
одиночества и тоски, пронизывающей все стихотворения. Это объясняется
тем, что лирика Лермонтова обозначила послепушкинский этап в развитии
русской поэзии, время реакции, когда передовая дворянская интеллигенция,
немирившаяся с отсутствием духовной свободы, была лишена возможности
открытой борьбы.
Поэзия Лермонтова, не знаю почему, мне очень близка. Наверное, я
нахожу в Лермонтове опору своим надеждам и мечтаниям, и меня нисколько
не отпугивают ни мрачное одиночество, ни скорбь и страдания.