Что отличает мелодию?(произведение Сирень. С.Рахманинов)

0 голосов
167 просмотров

Что отличает мелодию?(произведение Сирень. С.Рахманинов)


Музыка (58 баллов) | 167 просмотров
Дано ответов: 2
0 голосов

Музыка - вид искусства. Предметы музыкального искусства - музыкальные произведения.

В музыкальном произведении может быть одна или несколько мелодий (тем), которые являются первостепенной смысловой частью фактуры произведения.

В сонатах (или инструментальных концертах) это темы: главные, побочные, заключительные. А так же темы в других частях сонатной (концертной) формы.

В полифонических жанрах, например в фугах, может быть до 5 тем (мелодий).

В песне мелодия - это вокальная партия.

В крупных музыкальных произведениях, будь то сонаты, хоровые сочинения, симфонии, симфонические поэмы, камерные инструментальные жанры, оперы, балеты - согласно авторской фактуре и партитуре, имеют множество мелодий.

Это, например, темы отдельных инструментов, групп инструментов, вокальных партий и т.д.

Однако мелодия исполняемая без сопровождения по замыслу автора или по происхождению: народная песня, инструментальная мелодия - так же является самостоятельным музыкальным произведением.

Такая мелодия может быть использована каким-либо композитором в партитуре сочинения крупной формы, для написания фуги или хорового, либо инструментального сочинения. Таким образом эта мелодия станет частью музыкального произведения.

Таким образом, музыка - это общее определение вида искусства, жанра, произведения, мелодии.

О роли и значении мелодии я уже написала более, чем подробно.

Могу добавить, что мелодия - это форма выражения музыкальной мысли.

(54 баллов)
0 голосов

Ответ:

В цикле Двенадцать романсов ор. 21, созданном после окончания кантаты «Весна», в те же весенние месяцы 1902 года, можно отметить два основных типа произведений, характерных для вокальной лирики Рахманинова. К одному из них относятся светлые, созерцательные пейзажно-лирические зарисовки, большей частью очень краткие, лаконичные по объему и манере письма; другой составляют развернутые драматические монологи с контрастным развитием и детализированной по выражению декламационной вокальной партией,

К высшим шедеврам рахманиновской поэтической лирики принадлежат такие романсы, как «Сирень» (слова Е. А. Бекетовой), «Здесь хорошо» (слова Г. А. Галиной), несмотря на то что текст и в том и в другом из них не обладает особыми художественными достоинствами. Музыкальный образ оказывается гораздо более емким, богатым и содержательным, чем положенные в основу этих романсов стихи. Для композитора важным является не столько прямой смысл слов, сколько то невысказанное и до конца невыразимое с их помощью, что может быть скорее угадано и воспринято внутренним чувством, нежели прочитано в стихотворных строках.

Единство и выдержанность основного эмоционального тона сочетается в музыке обоих рахманиновских романсов с необычайно тонкой психологической нюансировкой. Один душевный момент, одно состояние передается композитором во множестве градаций и оттенков, благодаря чему лирическое чувство приобретает особо трепетный, «вибрирующий» характер. В этой утонченности, зыбкости, порой неуловимости выражения проявляется тот новый строй чувствования, который сближает Рахманинова с рядом явлений русского искусства начала XX века, на что верно обратил внимание Асафьев: «Романсы Рахманинова, подобные „Сирени", „У моего окна" (Второй из названных здесь романсов входит в цикл ор. 26.), хотя и не являлись исповеданием символизма, в действительности были отражением атмосферы новой, тончайшей (но не утонченною модернистски) душевности и касанием музыки русской природы...».

Романс «Сирень» воспринимался иногда как своего рода эмблема рахмаииновской светлой «весенней» лирики. И действительно, музыка его отличается особой благоуханной свежестью и поэтичностью выражения. Исходным моментом служит здесь ровная, струящаяся фигура аккомпанемента, ассоциирующаяся то ли с легким дуновением ветерка, колышущим ветви цветущих кустов, то ли с реянием ароматов в прозрачном весеннем воздухе. Именно эта многозначность и неопределенность образных ассоциаций характерна для пейзажной звукописи Рахманинова. Вокальная мелодия как бы ответвляется от остинатного рисунка сопровождения, причем первые ее фразы, построенные на бесполутоновых трихордных интонациях, звучат так же ясно и безмятежно, не нарушая разлитого в природе покоя. Но во второй половине романса появляются более острые выразительные акценты. Краткое отклонение в минорную тональность II ступени b-moll на словах «В жизни счастье одно мне найти суждено», сопровождаемое изменением фортепианной фактуры и мелодического рисунка вокальной партии, а затем щемящая хроматическая интонация в заключительной кульминационной фразе «...мое бедное счастье цветет» передает скрытое и лишь мимолетно прорывающееся наружу чувство горечи и печали.

(57 баллов)