1. Найти угол между векторами AС и АB.
![\overrightarrow{AC}=(1-1;\;2-3;\;1-0)=(0;\;-1;\;1)\\ \\ \overrightarrow{AB}=(2-1;\;3-3;\;1-0)=(1;\;0;\;1) \overrightarrow{AC}=(1-1;\;2-3;\;1-0)=(0;\;-1;\;1)\\ \\ \overrightarrow{AB}=(2-1;\;3-3;\;1-0)=(1;\;0;\;1)](https://tex.z-dn.net/?f=%5Coverrightarrow%7BAC%7D%3D%281-1%3B%5C%3B2-3%3B%5C%3B1-0%29%3D%280%3B%5C%3B-1%3B%5C%3B1%29%5C%5C%20%5C%5C%20%5Coverrightarrow%7BAB%7D%3D%282-1%3B%5C%3B3-3%3B%5C%3B1-0%29%3D%281%3B%5C%3B0%3B%5C%3B1%29)
![|\overrightarrow{AC}|=\sqrt{0^2+(-1)^2+1^2} =\sqrt{2} \\ \\|\overrightarrow{AB}|=\sqrt{1^2+0^2+1^2} =\sqrt{2} |\overrightarrow{AC}|=\sqrt{0^2+(-1)^2+1^2} =\sqrt{2} \\ \\|\overrightarrow{AB}|=\sqrt{1^2+0^2+1^2} =\sqrt{2}](https://tex.z-dn.net/?f=%7C%5Coverrightarrow%7BAC%7D%7C%3D%5Csqrt%7B0%5E2%2B%28-1%29%5E2%2B1%5E2%7D%20%3D%5Csqrt%7B2%7D%20%5C%5C%20%5C%5C%7C%5Coverrightarrow%7BAB%7D%7C%3D%5Csqrt%7B1%5E2%2B0%5E2%2B1%5E2%7D%20%3D%5Csqrt%7B2%7D)
![cos\angle CAB=\frac{\overrightarrow{AC}\cdot\overrightarrow{AB}}{|\overrightarrow{AC}|\cdot|\overrightarrow{AB}|}=\frac{0\cdot1+(-1)\cdot0+1\cdot1}{\sqrt{2}\cdot \sqrt{2} } =\frac{1}{2} \quad \Rightarrow\quad \angle CAB=arccos\frac{1}{2}=60^{\circ} cos\angle CAB=\frac{\overrightarrow{AC}\cdot\overrightarrow{AB}}{|\overrightarrow{AC}|\cdot|\overrightarrow{AB}|}=\frac{0\cdot1+(-1)\cdot0+1\cdot1}{\sqrt{2}\cdot \sqrt{2} } =\frac{1}{2} \quad \Rightarrow\quad \angle CAB=arccos\frac{1}{2}=60^{\circ}](https://tex.z-dn.net/?f=cos%5Cangle%20CAB%3D%5Cfrac%7B%5Coverrightarrow%7BAC%7D%5Ccdot%5Coverrightarrow%7BAB%7D%7D%7B%7C%5Coverrightarrow%7BAC%7D%7C%5Ccdot%7C%5Coverrightarrow%7BAB%7D%7C%7D%3D%5Cfrac%7B0%5Ccdot1%2B%28-1%29%5Ccdot0%2B1%5Ccdot1%7D%7B%5Csqrt%7B2%7D%5Ccdot%20%5Csqrt%7B2%7D%20%20%7D%20%3D%5Cfrac%7B1%7D%7B2%7D%20%5Cquad%20%5CRightarrow%5Cquad%20%5Cangle%20CAB%3Darccos%5Cfrac%7B1%7D%7B2%7D%3D60%5E%7B%5Ccirc%7D)
*Можно искать не косинус угла, а найти длину вектора BC, тогда ΔABC -- равносторонний и углы равны по 60°.
2. Найти координаты центра сферы и длину ее радиуса. Найти значение m.
Приведём уравнение к общему виду (x - x₀)² + (y - y₀)² + (z - z₀)² = R²:
![x^2+y^2+z^2-2y+4z=11\\ \\ x^2+(y^2-2y+1)+(z^2+4z+4)-1-4=11\\ \\ x^2+(y-1)^2+(z+2)^2=16 x^2+y^2+z^2-2y+4z=11\\ \\ x^2+(y^2-2y+1)+(z^2+4z+4)-1-4=11\\ \\ x^2+(y-1)^2+(z+2)^2=16](https://tex.z-dn.net/?f=x%5E2%2By%5E2%2Bz%5E2-2y%2B4z%3D11%5C%5C%20%5C%5C%20x%5E2%2B%28y%5E2-2y%2B1%29%2B%28z%5E2%2B4z%2B4%29-1-4%3D11%5C%5C%20%5C%5C%20x%5E2%2B%28y-1%29%5E2%2B%28z%2B2%29%5E2%3D16)
Тогда O (x₀; y₀; z₀) -- центр сферы, O (0; 1; -2),
R² = 16 ⇒ R = 4
Если точка принадлежит сфере, то подставив её координаты в уравнение, получится верное равенство. Подставим точки A и B в уравнение сферы:
![\left \{ {{m^2+(1-1)^2+(-2+2)^2=16,} \atop {(\sqrt{3} )^2+(m-6-1)^2+(2+2)^2=16}} \right. \\ \\ -\left \{ {{m^2=16,} \atop {m^2-14m+60=16}} \right. \\ \\ m^2- (m^2-14m-60)=16-16\\ \\ 14m+60=0\\ \\ m=-\frac{30}{7} \left \{ {{m^2+(1-1)^2+(-2+2)^2=16,} \atop {(\sqrt{3} )^2+(m-6-1)^2+(2+2)^2=16}} \right. \\ \\ -\left \{ {{m^2=16,} \atop {m^2-14m+60=16}} \right. \\ \\ m^2- (m^2-14m-60)=16-16\\ \\ 14m+60=0\\ \\ m=-\frac{30}{7}](https://tex.z-dn.net/?f=%5Cleft%20%5C%7B%20%7B%7Bm%5E2%2B%281-1%29%5E2%2B%28-2%2B2%29%5E2%3D16%2C%7D%20%5Catop%20%7B%28%5Csqrt%7B3%7D%20%29%5E2%2B%28m-6-1%29%5E2%2B%282%2B2%29%5E2%3D16%7D%7D%20%5Cright.%20%5C%5C%20%5C%5C%20-%5Cleft%20%5C%7B%20%7B%7Bm%5E2%3D16%2C%7D%20%5Catop%20%7Bm%5E2-14m%2B60%3D16%7D%7D%20%5Cright.%20%5C%5C%20%5C%5C%20m%5E2-%20%28m%5E2-14m-60%29%3D16-16%5C%5C%20%5C%5C%2014m%2B60%3D0%5C%5C%20%5C%5C%20m%3D-%5Cfrac%7B30%7D%7B7%7D)
3. Найти уравнение плоскости α.
Ax + By + Cy + D = 0 -- общее уравнение плоскости.
n = (A; B; C) -- вектор нормали ⇒ A = 1, B = 2, C = 3, тогда
![\alpha:\;\; x + 2y+ 3z + D = 0 \alpha:\;\; x + 2y+ 3z + D = 0](https://tex.z-dn.net/?f=%5Calpha%3A%5C%3B%5C%3B%20x%20%2B%202y%2B%203z%20%2B%20D%20%3D%200)
Если точка принадлежит плоскости, то подставив её координаты в уравнение, получится верное равенство:
![3 + 2\cdot(-2)+ 3\cdot 4 + D = 0\\ \\ 11 =-D\\ \\ D=-11\\ \\ \alpha :\;\;x+2y+3z-11=0 3 + 2\cdot(-2)+ 3\cdot 4 + D = 0\\ \\ 11 =-D\\ \\ D=-11\\ \\ \alpha :\;\;x+2y+3z-11=0](https://tex.z-dn.net/?f=3%20%2B%202%5Ccdot%28-2%29%2B%203%5Ccdot%204%20%2B%20D%20%3D%200%5C%5C%20%5C%5C%2011%20%3D-D%5C%5C%20%5C%5C%20D%3D-11%5C%5C%20%5C%5C%20%5Calpha%20%3A%5C%3B%5C%3Bx%2B2y%2B3z-11%3D0)
4. Найти общее уравнение прямой.
Общее уравнение прямой представляет собой систему уравнений двух пересекающихся плоскостей. Решение этой системы есть пересечение плоскостей, то есть прямая.
Зададим прямую параметрически:
![\left\{\begin{matrix}x=x_2+(x_2-x_1)\lambda,\\ y=y_2+(y_2-y_1)\lambda,\\ z=z_2+(z_2-z_1)\lambda;\end{matrix}\right\\\\\\ \left\{\begin{matrix}x=2+(2-1)\lambda,\\ y=0+(0-(-2))\lambda,\\ z=4+(4-3)\lambda;\end{matrix}\right\\\\\\ \left\{\begin{matrix}x=2+\lambda,\\ y=2\lambda,\\ z=4\lambda;\end{matrix}\right \left\{\begin{matrix}x=x_2+(x_2-x_1)\lambda,\\ y=y_2+(y_2-y_1)\lambda,\\ z=z_2+(z_2-z_1)\lambda;\end{matrix}\right\\\\\\ \left\{\begin{matrix}x=2+(2-1)\lambda,\\ y=0+(0-(-2))\lambda,\\ z=4+(4-3)\lambda;\end{matrix}\right\\\\\\ \left\{\begin{matrix}x=2+\lambda,\\ y=2\lambda,\\ z=4\lambda;\end{matrix}\right](https://tex.z-dn.net/?f=%5Cleft%5C%7B%5Cbegin%7Bmatrix%7Dx%3Dx_2%2B%28x_2-x_1%29%5Clambda%2C%5C%5C%20y%3Dy_2%2B%28y_2-y_1%29%5Clambda%2C%5C%5C%20z%3Dz_2%2B%28z_2-z_1%29%5Clambda%3B%5Cend%7Bmatrix%7D%5Cright%5C%5C%5C%5C%5C%5C%20%5Cleft%5C%7B%5Cbegin%7Bmatrix%7Dx%3D2%2B%282-1%29%5Clambda%2C%5C%5C%20y%3D0%2B%280-%28-2%29%29%5Clambda%2C%5C%5C%20z%3D4%2B%284-3%29%5Clambda%3B%5Cend%7Bmatrix%7D%5Cright%5C%5C%5C%5C%5C%5C%20%5Cleft%5C%7B%5Cbegin%7Bmatrix%7Dx%3D2%2B%5Clambda%2C%5C%5C%20y%3D2%5Clambda%2C%5C%5C%20z%3D4%5Clambda%3B%5Cend%7Bmatrix%7D%5Cright)
Исключим параметр λ:
![\left\{\begin{matrix}\lambda=x-2,\\ y=2(x-2),\\ z=4+(x-2);\end{matrix}\right\\\\ \\ \left\{\begin{matrix}y=2x-4,\\ z=x+2;\end{matrix}\right\\ \\\\\ \left\{\begin{matrix}y-2x+4=0,\\ z-x-2=0;\end{matrix}\right \left\{\begin{matrix}\lambda=x-2,\\ y=2(x-2),\\ z=4+(x-2);\end{matrix}\right\\\\ \\ \left\{\begin{matrix}y=2x-4,\\ z=x+2;\end{matrix}\right\\ \\\\\ \left\{\begin{matrix}y-2x+4=0,\\ z-x-2=0;\end{matrix}\right](https://tex.z-dn.net/?f=%5Cleft%5C%7B%5Cbegin%7Bmatrix%7D%5Clambda%3Dx-2%2C%5C%5C%20y%3D2%28x-2%29%2C%5C%5C%20z%3D4%2B%28x-2%29%3B%5Cend%7Bmatrix%7D%5Cright%5C%5C%5C%5C%20%20%5C%5C%20%5Cleft%5C%7B%5Cbegin%7Bmatrix%7Dy%3D2x-4%2C%5C%5C%20z%3Dx%2B2%3B%5Cend%7Bmatrix%7D%5Cright%5C%5C%20%5C%5C%5C%5C%5C%20%5Cleft%5C%7B%5Cbegin%7Bmatrix%7Dy-2x%2B4%3D0%2C%5C%5C%20z-x-2%3D0%3B%5Cend%7Bmatrix%7D%5Cright)
Последняя система -- это общее уравнение прямой.