Афанасий Фет – один из немногих русских поэтов, который умел не
только видеть прекрасное, но и создавать своими стихами определенное
настроение. Он мог остановиться возле окна и через несколько мгновений
настолько точно передать то, что увидел, что у поклонников его
творчества появлялось ощущение, будто бы они сами видели то, о чем
написал поэт.
Среди творческого наследия Афанасия Фета можно найти много
произведений, которые безыскусны в своей простоте и при этом не лишены
гармонии. Такие стихи относятся к раннему периоду литературной
деятельности Фета, когда он переживал огромный духовный подъем и был
уверен, что ели добьется поставленных целей, то станет самым счастливым
человеком на свете. Одним из них является произведение «Цветы»,
написанное в 1858 году.
Уже в первом четверостишии поэт очень изящно воссоздает картину
весеннего дня, когда «с побелевших яблонь сада струится сладкий аромат».
Сельская жизнь идет своим чередом, и вот уже пастух гонит с луга домой
стадо коров, а в кустах услаждает своим пением окружающих хрупкая
малиновка. На весь это мир, наполненный всевозможными звуками и
ароматами, «цветы глядят с тоской влюбленной». Фет прекрасно знает, что
их век слишком короткий. Поэтому людям остается лишь наслаждаться легким
ароматом садовых красавиц-роз или же восхищаться чистотой ромашек,
затерявшихся в придорожном бурьяне. Однако пройдет совсем немного
времени, и нежные цветочные лепестки пожухнут, а в почву упадут «плодов
румяных семена», которым лишь через год удастся превратиться в
благоухающие цветы.
Фет не просто восхищается окружающим миром, но и видит четкую
взаимосвязь между различными явлениями. Поэтому он проводит невидимую
параллель между цветами и женщинами, считая их сестрами. Обращаясь к
одной из них, он просит ее: «Очами в очи мне взгляни, навей живительные
грезы и в сердце песню зарони». Эти слова адресованы супруге поэта Марии
Боткиной, к которой Фет не испытывает глубоких чувств. Однако поэт
уверен, что сможет переломить ситуацию и обрести счастье с женщиной,
которую не любит. Автор еще далек от понимания простой истины, которая
откроется ему с годами, что женщинами, как и цветами, можно восхищаться
до бесконечности долго. Но при этом лишь немногие из них вызывают
подлинные чувства и заставляют сердце биться сильнее, забывая обо всем
том, что еще недавно казалось важным и первостепенным.