Первый русский банк
В середине столетия псковским воеводой, то есть губернатором, стал А. Л. Ордин-Нащокин – один из самых прогрессивных политических деятелей того времени. Встав во главе города, он, по своему обыкновению, приступил к обновлению его жизни – в частности, построил школу, ученики которой обучались математике и другим светским наукам. Кроме того, в 1655 году он основал так называемую Земскую избу – первый русский банк. Нововведения, однако, пришлись не по душе ревнителям древнего благочестия. Вскоре Нащокин был смещён со своего поста, а его школу и банк закрыли. Больше банков в России до первой половины XVIII века не было.
«Украинизация»
Семнадцатый век явился эпохой всеобщей «украинизации» страны. Даже архитектурный стиль, восторжествовавший в это время, именуется в том числе и «украинским барокко». (при том что «барокко» - очень неточное определение этого стиля). Из Украины в Московское государство пришли Мелетий Смотрицкий, Симеон Полоцкий и многие другие украинские учёные, литераторы и церковные деятели. Среди них были, между прочим, и первые российские теоретики музыки. Приглашение украинских интеллектуалов было спланированной программой: разносторонне образованный, но очень набожный царь Алексей Михайлович стремился преодолеть интеллектуальное отставание России от западных стран, но при этом сохранить православную веру. Жители украинских земель идеально годились на роль просветителей: они восприняли европейскую культуру, но говорили на том же самом русском языке (в его «южной» разновидности) и по большей части исповедовали православие. Некоторые, впрочем, были греко-католиками (униатами).
Полонизация
Параллельно с этим шёл процесс «полонизации». Польский язык в среде тогдашней российской элиты играл ту же роль, которую впоследствии будет играть французский. При царе Фёдоре Алексеевиче страсть ко всему польскому стала всеобъемлющей: россияне переодевались в польское платье, носили польские стрижки, осваивали польские обычаи. В конце концов был даже объявлен запрет на появление при дворе в традиционной русской одежде.
Собственно, украинские земли, откуда прибывала «православная интеллигенция», тоже принадлежали Речи Посполитой, вследствие чего европейская культура там воспринималась через польское посредство.