Відповідь:
«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова является одним из произведений, открывающих эпоху русского реалистического романа. В образе главного героя произведения Печорина отобразились основные черты дворянина первой трети XIX века.
Для более полного раскрытия персонажа автор вводит и других героев, которые как бы оттеняют личность Печорина, выставляя на передний план основные черты его характера. Таким персонажем являлся и юнкер Грушницкий, с которым герой познакомился в действующем отряде, а потом встретился на отдыхе в Пятигорске.
Грушницкий является одновременно и антагонистом в произведении и как бы двойником Печорина. Эти персонажи очень похожи друг на друга: оба из дворянских семей, оба молодые офицеры, оба следуют кодексу дворянской чести, хотя каждый из них этот кодекс понимает по-своему. Именно это мы и наблюдаем на протяжении всего произведения. Для Печорина на первом месте личное, его собственное «я», его чувства и эмоции. Понятие чести у него своеобразное, он не считает зазорным хитростью похитить черкешенку Бэлу, при этом Печорин не гнушается использовать подкуп и манипуляцию, буквально заставляя брата Бэлы похитить ее. Печорин умело использует слабости людей для достижения своей цели. И это совершенно не входит в противоречие с его пониманием чести, поскольку горцы были врагами, офицерский кодекс чести допускал подобное отношение к ним. Но Печорину, судя по всему, не ведома и простая человеческая честь, ведь насытившись компанией Бэлы, он покидает ее, не думая о том, что девушка, которая любила его, по законам ее рода оказалась обесчещенной.
Эгоцентричность Печорина проявляется и в отношениях с Максимом Максимычем, а затем и с Грушницким, ведь первоначально Печорин манипулирует юным юнкером и его статью к княжне. Кодекс чести Гршницкого же связан с общественными нормами и правилами, он стремится хорошо держаться в обществе, дорожит добрым именем. Это поведение во многом показное, оно не связано с убеждениями героя, оно связано с желанием нравиться окружающим. Именно поэтому, оставшись отвергнутым княжной, он клевещет на нее, чтобы не упасть лицом в грязь в глазах общества.
В итоге Печорин вызывает противника на дуэль, здесь особенно ярко отражаются представления героев о чести. Печорин идет на дуэль по велению души, так как считает, что если не сразится с врагом, не будет уважать сам себя. Грушницкий же идет на дуэль в результате уговоров друзей, именно, чтобы сохранить свое лицо в обществе.
Пояснення: