1.) Система образования в византийском обществе была на протяжении тысячелетия наиболее передовой. Источники позволяют сделать вывод, что в Византии не существовало социальных ограничений на получение образования, и школы могли посещать все, кто хотел и имел возможность учиться. Обучение было платным, за исключением монастырских и дворцовых школ.
2.) На развитие современного общества огромное влияние оказало культурное достояние Римской империи, Византии, Египетского царства и многих других, столь же великих цивилизаций. Огромное количество памятников культуры дошло и до наших дней, представляя обществу традиции, обычаи и мировоззрение древнего народа.
3.) Искусство античной эпохи; искусство Древней Греции, а также тех стран и народов древнего мира, культура которых развивалась под определяющим влиянием древнегреческой культурной традиции: искусство эллинистических государств, Рима и этрусков.
Понятие «античное искусство» появилось в эпоху Возрождения, когда прекрасные творения Древней Греции и Древнего Рима принято было считать образцовыми, классическими для всей европейской культуры.
Единство античного искусства обусловлено общностью эстетического идеала.
4.) Когда историки говорят о могуществе и влиянии империи, обычно они имеют в виду политическую составляющую. Римляне известны достижениями в области военного искусства, теории государства и права. Системы и нормативы, разработанные ими во время господства, лежат в основе большинства современных развитых государств. Совсем иначе с восточными римлянами – едва ли при упоминании Константинополя кто-то вспоминает византийское право и принципы гражданственности. Влияние этой цивилизации более глубокое – эстетическое и религиозное.