Крещение
помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило
их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской
государственности. Став христианином, человек переставал себя ощущать
только частью какого либо локального коллектива (семьи, общины, племени,
в дальнейшем - сословия) , все более осознавая себя русским
православным.
Христианская церковь, стремясь к стабильности,
осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества,
так и чрезмерную тягу к богатствам и насилие со стороны его верхов. При
этом она формировала уважение к власти, т. к. “несть власти не от Бога”,
воспитывала терпимость к ближнему.
Да и в целом, христианство, резко противопоставляя идеальное материальному, способствовало духовному развитию человека.
Принятие
христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии
культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые
рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря
Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры.
Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества,
возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось
летописание. Крупные церковные храмы типа Софийского собора в Киеве
становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости
Руси.
Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала
древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против
многоженства и других языческих пережитков, активно выступала она и
против рабства.
Таким образом, христианизация способствовала
формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского
европейского мира.
В то же время своеобразие русского
православия определило и значительные отличия русской цивилизации от
европейской. Основу христианского учения представляет идея
индивидуального “спасения”, достигаемого путем нравственного
самосовершенствования и духовного очищения. Приближение к Богу
достигается через подавление в себе всего плотского и материального,
дьявольского. На Руси же в условиях сохранения общины и коллективистских
принципов, идея личности не получила должного развития, христианство
воспринималось как учение, указывающее путь спасения для всего народа,
или, как будут говорить славянофилы в Х1Х в. , -соборной личности. В
итоге, западноевропейское “прочтение” христианства, исходящее из того,
что спасение человека зависит от его собственной воли, открывало больше
возможности для самостоятельности, а следовательно и внутренней свободы
человека, что создавало духовные предпосылки для становленияличности и
достижения ею внешней свободы. В результате этой активности личности и
происходило более динамичное развитие европейских стран. Православие,
воспринимая общество как единое целое, которому каждый человек обязан
служить, побуждало личность жертвовать своими интересами во имя общего.
Более требовательно оно относилось и к человеку, ориентируя его не на
внешнее обустройство мира, а на достижение морального совершенства Это
приводило к аскетизму, стремлению не приспособить мир согласно своим
потребностям, а качественно преобразовать его, добившись коллективного
спасения. Однако трудность достижения как духовного совершенства, так и
особенно одухотворения мира, его спасения, очень часто приводила к
разочарованию и, в итоге, - к отпадению человека от бога. В русской
истории эти периоды были отмечены народными бунтами, преступлениями и
другими социальными бедствиями. Переходы же от одной крайности к другой,
т. е. от стремления к идеалу, а затем - к резкому отказу от него,
определяли циклический, инверсионный характер русской истории.