Ответ:
1. Расставьте знаки пунктуации в следующих предложениях.
А) Я не очень люблю это дерево - осину.
Б) Отец князя Андрея, Николай Андреевич Болконский, был человек гордый и непримиримый.
В) Маша Миронова, героиня повести «Капитанская дочка», воплощает лучшие женские качества.
Г) Гибискус, выходец из тропиков, не переносит наших зим.
2.Определите простые и сложные предложения (знаки препинания не расставлены).
А) Снег сделал белыми и дороги, и поля, и деревья, и даже крыша усадьбы вся побелела. - сложное
Б) Лось кормился в редком осиннике и, потеряв осторожность, вышел на дорогу. - простое
В) Я стою на обрыве, и ветер лохматит мои волосы и надувает платье, и оно становится похожим на парус. - сложное
Г) Идешь по аллее ботанического сада и удивляешься богатству и разнообразию растительности. - простое
3. Расставьте правильно знаки препинания.
А) На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум - со станции шел курьерский поезд.
Б) Ученые утверждают, что если бы не было грибов, то не было бы на земле и таких пышных лесов.
В) Труд человека кормит, лень портит.
Г) Наутро, чуть осел туман, в горах идет уж караван.
Д) Ум есть драгоценный камень, который более красиво играет в оправе скромности.
Е) Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна.
4.Определите вид предложения: 1) бессоюзное2) сложносочиненное 3) сложное с разными видами связи 4) сложноподчиненное.
А) Глуп тот, кто не доволен тем, что происходит по законам природы. - СПП
Б) Рабочий день закончился, в коридоре никого не было. - БСП
В) Спорь с человеком умнее себя, он тебя победит, но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя. - сложное с разными видами связи
Г) Мне до глубины души жаль было этого человека: не уживался идеалист и романтик с реальной действительностью. - БСП
5. Установите соответствие между способами передачи чужой речи и примерами.
А) Девочка всплеснула руками : «Как красиво!» - 4. Прямая речь
Б) Однокурсник спросил, закончил ли я работу над рефератом. - 3. Косвенная речь
В) Слова Лермонтова «Москва! Люблю тебя как сын…» близки сердцу каждого русского человека. - 1. Цитирование
Г) – Приходи в актовый зал после уроков. -Зачем? - Диалог
6.Выпишите предложения с прямой речью, где знаки препинания расставлены правильно.
Г) «Победа близка»,- уверенно сказал маршал.
7.Определите вид предложения.
2.ССП с соединительными союзами А) Не только я была разочарована, но и он испытывал явное недовольство. Б) Андрей был бы хорош, только он располнел очень.
3.ССП с противительными союзами В) Не то нужно было быстро уходить, не то можно было остаться. Г) Труд кормит, лень же портит.
3.ССП с разделительными союзами Д) То ли музыканты устали, то ли праздник закончился. Е) Ни сказок про вас не расскажут, ни песен о вас не споют.
8. Расставьте знаки препинания, дайте характеристику и нарисуйте схемы предложений.
Образец:
Через несколько десятков метров когда тропинка превратилась в узкий карниз под которым не было ничего кроме стометровой пустоты и моря остатки сна слетели с него окончательно.
[Через несколько десятков метров, ( когда тропинка превратилась в узкий карниз), (под которым не было ничего, кроме стометровой пустоты и моря), остатки сна слетели с него окончательно].- ССП с последовательным подчинением.
А) [В садах и парках, (где для птиц развешаны домики-синичники и где птиц любят и берегут), можно не бояться нашествия вредителей]. - СПП c однородным подчинением
Б) [На другой день князь Андрей проснулся поздно, возобновляя впечатления прошедшего дня, вспомнил, (что ныне надо представляться императору Францу), (вспомнил военного министра - учтивого австрийского флигель-адъютанта Билибина и разговор вчерашнего вечера) и, (одевшись для поездки во дворец в полную парадную форму), (которую он уже давно не надевал), свежий, оживленный, красивый, с подвязанною рукой вошёл в кабинет Билибина]. - сложное предложение с разными видами связи
В) [И поныне рыбаки внимательно следят за стаями морских птиц], (которые кружат над местом), (где у поверхности сосредоточился косяк рыбы). - CПП с последовательным подчинением
Г) [Я понимаю], конечно, (что ничего таинственного в блеске камней нет) и (что любой физик объяснит это явление законами оптики). - СПП с однородным подчинением